Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


коллективная память

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ТРАНСЛЯЦИИ ОПЫТА ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматривается развитие методов трансляции опы-
та предыдущих поколений. Если в устной традиции передача 
информации осуществлялась без посредников, то письменная 
культура  предполагала  возможность  интерпретации  текста  в 
соответствии  с  потребностями  сегодняшнего  дня.  Интерпре-
таторы становятся акторами культурной динамики, определяя 
идентичность  сообществ  или  личности.  В  современной  куль-
туре,  когда  понятие  «текст»  меняет  свое  значение,  речь  идет 

МОРИС ХАЛЬБВАКС: КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПАМЯТИ

М. Хальбвакс положил начало новому научному направлению - социологическому исследованию памяти, его труды, посвящённые проблеме коллективной памяти, оказались чрезвычайно востребованными и плодотворными для гуманитарных наук конца ХХ и начала ХХI века. Он решает проблемы соотношения коллективной и индивидуальной памяти, памяти и истории, памяти и традиции, социально-культурных функций памяти.

ДИАЛЕКТИКА ГЛОБАЛЬНОГО И ЛОКАЛЬНОГО: НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается вопрос о судьбе национального государства в условиях глобализации. Объектом исследования является диалектика глобального и локального; в качестве предмета анализа выступает политика памяти, рассматриваемая с точки зрения метода сохранения позиций национального государства. 

РИТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТАНЦА В МИФЕ КАК ПЕРВИЧНОЙ ФОРМЕ БЫТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Статья посвящена рассмотрению феномена социальной памяти в её социально-историческом становлении. Социально-философский анализ танца как феномена социальной памяти позволяет выявить генетическую взаимосвязь социальности и ритуального танца как важной мнемической формы мифа.

Социально-эпистемические арены познания истории

Введение. Статья посвящена исследованию проблемы трансформации исторического знания в цифровую эпоху. Автор полагает, что историческая наука, существующая в парадигме «Digital Humanities», обрела новый объект познания – коллективную память, отказываясь от изучения прошлого как несуществующей реальности в пользу исследования представлений о нем. Историческое знание все больше сближается с исторической памятью, так как и то и другое формируется в многоканальном процессе коммуникации в рамках социально-эпистемических арен. Теоретический анализ.