Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Малышев И. В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОПИНГ-СТРЕССОВЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 56-61. DOI: 10.18500/1819-7671-2013-13-3-56-61

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923+159.944.3-057.87

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОПИНГ-СТРЕССОВЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Авторы: 
Малышев Иван Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается проблема творческого потенциала личности в контексте преодоления ею сложных и стрессовых ситуаций. Представлены результаты анализа составляющих творческих возможностей личности и основных копинг-поведенческих стратегий бывших выпускников общеобразовательных школ – студентов младших курсов вуза с разной профессиональной направленностью. Установлена взаимосвязь между изучаемыми явлениями. Отмечено, что для большинства студентов характерна следующая модель копинг-стрессовой поведенческой стратегии: «решение задачи – избегание –эмоции». Творческий потенциал личности, который выражен в факторах личностной креативности («склонность к риску», «любознательность», «сложность», «воображение», суммарный показатель) и уровня творческого потенциала, существенно влияет на копинг-поведение и тесно взаимосвязан со стратегией копинга, ориентированного на решение задачи. Определена роль творчества и личностной креативности как факторов, повышающих адаптационные возможности личности и влияющих на выбор ею эффективных копинг-стрессовых стратегий. 

Список источников: 
  1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. Психологические проблемы. М., 1994. 216 с.
  2. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс : психологическая защита или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека : психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М., 1998. С. 190–204.
  3. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Monat A., Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991. P. 189–206.
  4. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283.
  5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. СПб., 2008. 336 c.
  6. Малышев И. В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации в экстремальных условиях // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 74–78.
  7. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 607 с.
  8. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 37–42.
  9. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 c.
  10. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 321 с.
  11. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Сер.: Науковедение. 1968. № 4. С. 69–73.
  12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.
  13. Григорьева М. В., Шамионов А. Д. Психологические факторы и структура профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 48–52.
  14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.