Для цитирования:
Малышев И. В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ АДАПТИРОВАННОСТИ У РАЗНЫХ ЭТНОСОВ ПОВОЛЖЬЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 81-?.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ АДАПТИРОВАННОСТИ У РАЗНЫХ ЭТНОСОВ ПОВОЛЖЬЯ
Представлен анализ характеристик социализации и ценностной сферы личности представителей трех разных этносов (русские, татары и лезгины), проживающих на территории Поволжья (Саратовская область). Рассмотрены современные подходы к пониманию социализации личности и ее социально-психологических проявлений, адаптационных возможностей. В оценке результатов явлений у большинства испытуемых обнаружены положительные тенденции, необходимые для успешной социализации в обществе, сюда относятся ценностные ориентации, отражающие счастливую семейную жизнь, уверенность в себе и т.д. При этом выявлена недостаточная значимость таких ценностей, как «активная, деятельная жизнь», что сказывается негативно на личности испытуемых. У большинства представителей разных этносов Поволжья обнаружен хороший уровень социализации личности и другие ее важные характеристики, позволяющие эффективно адаптироваться в современном обществе. В результатах корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между изучаемыми явлениями: в выявленных взаимосвязях заметны устойчивые тенденции, которые характеризуют личность, общие и специфические черты представителей каждой из изучаемых национальностей.
1. Малышев И. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1 (5). С. 30–34.
2. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 352 с.
3. Григорьева М. В.Значение понятия «Россия» у молодежи в зависимости от условий социализации // Уч. зап. Пед. ин-та СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 2, № 1 (5). С. 9–15.
4. Малышев И. В. Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента // Уч. зап. Пед. ин-та СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 4 (12). С. 52–56.
5. Бочарова Е. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 13–16.
6. Усова Н. В. Усвоение норм религии в процессе социализации // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. Ч. 6. С. 1371–1374.
7. Черняева Т. Н., Преображенская Е. В. Социализация детства : образовательный контекст // Народное об- разование. 2014. № 9. С. 198–205.
8. Арендачук И. В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 348–353.