Для цитирования:
Гарбузов Д. В. ВРЕМЯ ДАО: ТЕМПОРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДАОСИЗМА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 7-?.
ВРЕМЯ ДАО: ТЕМПОРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДАОСИЗМА
Данная статья посвящена исследованию темпорологических оснований философской концепции даосизма. В этом аспекте анализируются главные религиозно-философские трактаты даосизма. Дао и дэ интерпретируются как две фундаментальные темпоральные характеристики. Дао определяет временность события осуществления бытия, а дэ - временность присутствия уже осуществленного бытия. Поэтому время, с одной стороны, впускает новое сущее в протяжение существования, отграничивая и удерживая его место, а с другой стороны, дает ему силу быть самим собой. Такая темпорологическая концепция содержится в учении о дао и дэ.
1 Это выражается, например, в том, что понятия дао и дэ в даоских трактатах во многих случаях вполне могут быть заменены понятием времени без утраты смысла, да и ак
центирование внимания на темпорологической проблеме бессмертия в религиозно-бытовом и йогическом даосизме тоже не случайно.
2 Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати. М., 2006. С.31.
3 Там же. С.15.
4 Там же. С.39.
5 Это фундаментальный принцип даоского воинского искусства – следуя дао, не атакуя, не давать возможности противнику осуществить угрозу, сделать атаку противника отступлением от дао, обреченным на поражение.
6 Там же. С.19.
7 Там же. С.15.
8 Там же. С.26.
9 Там же. С.17.
10 Чжуан-цзы. СПб., 2005. С.244.
11 См. также: «Слава в том, чтобы постичь, что у всей тьмы вещей одно хранилище, что жизнь и смерть – одинаковые формы» (см.: Чжуан-цзы… С.115).
12 Там же. С.84.
13 Там же. С.68.
14 Там же. С.119.
15 Там же. С.166. В этой связи напомню также один из мифов об основателе даосизма Лао-цзы, согласно которому он родился уже древним стариком.
16 Там же. Глава 25. Подражающий свету». С.269.