Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Гарбузов Д. В. ВРЕМЯ ДАО: ТЕМПОРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДАОСИЗМА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 7-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 30)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ВРЕМЯ ДАО: ТЕМПОРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДАОСИЗМА

Авторы: 
Гарбузов Дмитрий Викторович, Поволжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции Минюста России, Саратов
Аннотация: 

 Данная статья посвящена исследованию темпорологических оснований философской концепции даосизма. В этом аспекте анализируются главные религиозно-философские трактаты даосизма. Дао и дэ интерпретируются как две фундаментальные темпоральные характеристики. Дао определяет временность события осуществления бытия, а дэ - временность присутствия уже осуществленного бытия. Поэтому время, с одной стороны, впускает новое сущее в протяжение существования, отграничивая и удерживая его место, а с другой стороны, дает ему силу быть самим собой. Такая темпорологическая концепция содержится в учении о дао и дэ.

Список источников: 

1 Это выражается, например, в том, что понятия дао и дэ в даоских трактатах во многих случаях вполне могут быть заменены понятием времени без утраты смысла, да и ак
центирование внимания на темпорологической проблеме бессмертия в религиозно-бытовом и йогическом даосизме тоже не случайно.

2 Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати. М., 2006. С.31.

3 Там же. С.15.

4 Там же. С.39.

5 Это фундаментальный принцип даоского воинского искусства – следуя дао, не атакуя, не давать возможности противнику осуществить угрозу, сделать атаку противника отступлением от дао, обреченным на поражение.

6 Там же. С.19.

7 Там же. С.15.

8 Там же. С.26.

9 Там же. С.17.

10 Чжуан-цзы. СПб., 2005. С.244.

11 См. также: «Слава в том, чтобы постичь, что у всей тьмы вещей одно хранилище, что жизнь и смерть – одинаковые формы» (см.: Чжуан-цзы… С.115). 

12 Там же. С.84.

13 Там же. С.68.

14 Там же. С.119. 

15 Там же. С.166. В этой связи напомню также один из мифов об основателе даосизма Лао-цзы, согласно которому он родился уже древним стариком.

16 Там же. Глава 25. Подражающий свету». С.269.