Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Железовская Г. И., Жуковский С. В. Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 100-104. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-100-104

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.015.3

Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров

Авторы: 
Железовская Галина Ивановна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием педагогических возможностей воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров к служебной деятельности в начальный период реализации ими профессиональных функций. Актуальность исследования определяется особенностями организации и тенденциями развития сферы военно-профессионального труда, сложностью и вариативностью ситуаций, возникающих в ее функционально-процессуальном пространстве, требующих от офицера готовности к эффективной профессиональной адаптации к служебной деятельности, демонстрации адаптивных поведенческих моделей, обеспечивающих личностно-профессиональную успешность военного специалиста и его продуктивную интеграцию в воинскую среду. Анализируются научные труды отечественных авторов, отражающих сущностные и содержательные характеристики профессиональной адаптации личности, на основе которых определяются базовые ориентиры, составляющие успешность профессиональной адаптации молодых офицеров, включающие личностную готовность офицера к успешной организации адаптационного процесса и использование управленческого потенциала воинской среды для повышения его эффективности. Установлено, что оптимизация профессиональной адаптации обеспечивается в рамках организации психолого-педагогического сопровождения, реализуемого в границах воинской среды, с использованием имеющегося в ее арсенале педагогического инструментария, что служит важным условием достижения военным специалистом личностно-профессиональной успешности, повышения эффективности его профессиональной адаптации и служебной деятельности. Рассматриваются приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров в условиях воинской среды с ориентацией на ее ресурсные возможности и основные доминанты, определяющие специфику служебной деятельности военных специалистов. 

Список источников: 
  1. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.
  2. Кирякова Е. А. Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10, № 3. С. 8-11.
  3. Буянов В. И. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе : учеб.-метод. пособие. М. : Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. 32 с.
  4. Нурахметов С. Т. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 70-77.
  5. Андриященко А. Ю. Педагогические условия, способствующие повышению эффективности профессиональной адаптации офицеров, закончивших высшие гражданские учебные заведения // Перспективы развития современного гуманитарного знания : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 19-20 марта 2018 г.). Стерлитамак : Изд-во Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2018. С. 3-6.
  6. Симонова О. С. Методика педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов Федерального государственного пожарного надзора // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 198-205.
  7. Отраднова А. С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности : педагогическое сопровождение // Учен. записки ун-та имени П. Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 184-189.
  8. Сафонов К. Б. Гуманизация управленческих отношений : зарубежный и отечественный опыт // Общество : социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 33-35.
  9. Семенов А. И., Филиппов В. Н. Управленческие отношения в деятельности органов внутренних дел // Вестн. Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 3. С. 43-47.
  10. Митькина М. А. Теоретические основы социальнопедагогического сопровождения сотрудников организации в период адаптации к профессиональной деятельности // Вестн. социально-гуманитарного образования и науки. 2018. № 2. С. 29-32.