Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Бельская Н. А. Возможности применения личностной типологии Д. Кейрси в идентификации одаренных подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 184-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-184-189

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 53)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

Возможности применения личностной типологии Д. Кейрси в идентификации одаренных подростков

Авторы: 
Бельская Наталья Анатольевна, Институт одаренного ребенка Национальной академии педагогических наук Украины
Аннотация: 

В работе представлены результаты исследования подростковой одаренности в контексте личностной типологии К. Юнга – Д. Кейрси. Проведен сравнительный анализ распределения типов темпераментов (в понимании Д. Кейрси) на выборках одаренной молодежи западных стран, с одной стороны, и победителей конкурса-защиты исследовательских и творческих работ в Малой академии наук Украины, с другой. Доказано, что частоты встречаемости типов темпераментов NT и SJ в обе- ? их выборках в целом соответствуют друг другу, а именно: они представлены значимо чаще и реже среднего (среднестатистического) соответственно. Это подтверждает сущностную «разновекторность» в реализации интеллектуального потенциала носителями данных темпераментов в генеральной совокупности. В свою очередь, на украинской выборке одаренных старшеклассников была отмечена еще большая, чем у NT-типов, успешность представителей темперамента SP, что опровергает представление о нем как о носителе слабых академических способностей. Также на нашей выборке не подтвердилась высокая ресурсность темперамента NF, выявленная в исследованиях западных коллег. Однако с учетом недостаточного объема украинской выборки (N = 378 чел.) полученные результаты нуждаются в уточнении посредством дублирующих исследований.  

Список источников: 

1. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: метод. руководство. М., 1990. 75 с. 

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2008. 368 с. 

3. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992. 194 с. 

4. Абельская Е. Ф. Типоведческое исследование психического склада личности : дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006. 202 с. 

5. Briggs-Myers I. B., McCaulley M., Hammer A. L. MBTI Manual : A guide to the development and use of the Myеrs-Briggs Type Indicator. 3rd ed. Palo Alto, CA., 1998. 420 p. 

6. Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб., 1994. 238 с. 

7. Sak U. A synthesis of research on psychological types of gifted adolescents // The Journal of Secondary Gifted Education. Winter 2004. Vol. XV, № 2. Р. 70–79. 

8. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М., 1995. 560 с. 

9. The Keirsey Temperament Sorter (KTS-II). URL: https:// www.keirsey.com (дата обращения: 10.01.2018).