Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дуплинская Ю. М., Стеклова И. В. Вопрос о качественной определенности бита в естественном и искусственном интеллекте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 36-40. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-36-40, EDN: QLPXNF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 65)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
004.8+111.32
EDN: 
QLPXNF

Вопрос о качественной определенности бита в естественном и искусственном интеллекте

Авторы: 
Дуплинская Юлия Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Стеклова Ирина Владимировна, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А
Аннотация: 

Введение. Успехи цифровых технологий приводят к тенденции подстраивать систему современного образования под алгоритмы искусственного интеллекта. В этой связи особую актуальность приобретает исследование аспектов человеческого мышления, которые не поддаются моделированию в системах искусственного интеллекта. Теоретический анализ. В концепциях ХХ–XXI вв. эйдос трансформируется в динамический паттерн. Паттерны, в отличие от эйдосов-форм античной философии, фиксируют не статичную, а динамическую форму воспроизводящейся конфигурации движения. Паттерны, как и эйдосы Платона, есть неразложимые целостности, не редуцируемые к дискретным элементам дискурса. Обосновывается, что конфигурации эйдоса формируются не на макроуровне гештальта, а на микроуровне бита. Первичные «небезразличные различия» битов человеческого интеллекта являют модификации исходной для организма дихотомии «организм – среда» («внутри – снаружи», «включение в – исторжение из»), отличаясь от битов двоичного кода (1–0) цифровой техники. Заключение. Формулируется вывод, согласно которому базовые гештальты креативного мышления («фигура – фон») является не вторичным «эмерджентным» качеством интегративной целостности, а элементарным и не сводимым ни к чему иному «первичным качеством» битов человеческого интеллекта.

Список источников: 
  1. Флоренский П. Имена // Флоренский П. Имена. М. : Эксмо-Пресс, 1998. С. 449–663.
  2. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. М. : ИД Гелиос, 2002. 336 с.
  3. Abraham R. H., Shaw C. D. Dynamics: The geometry of behavior. Redwood City, California : Addison-Wesley, 1992. 653 р.
  4. Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / пер. с англ. А. Киселева. М. : АСТ, 2004. 555 с.
  5. ЧалмерсД.Сознающий ум: Впоискахфундаментальной теории / пер. с англ. В. В. Васильева. М. : УРСС, 2015. 512 с.
  6. Anderson O. R. Comparative protozoology: Ecology, physiology, life history. Berlin : Springer Science, 2013. 482 p.
  7. Попков В. В. Арифметика сознания Д. СпенсераБрауна // Онтология проектирования. 2015. Т. 5, № 1. С. 85–107.
Поступила в редакцию: 
22.10.2023
Принята к публикации: 
12.01.2023
Опубликована: 
29.03.2024