Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Белых Т. В. Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 186-191. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-186-191, EDN: UXTJDM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 69)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923+316.6
EDN: 
UXTJDM

Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей

Авторы: 
Белых Татьяна Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей связи выраженности внутренней конфликтности и комплекса психологических и социально-психологических характеристик личности в структуре индивидуальности как субъекта профессиональной социализации. Теоретический анализ. Анализ результатов исследований в научной литературе позволил выявить наличие противоречивых данных относительно связи внутренней конфликтности и продуктивности осуществления профессиональной деятельности, в том числе представителями помогающих профессий. Эмпирический анализ. Выявлены корреляционные связи, позволяющие оценить роль выраженности внутренней конфликтности личности в формировании профессионально значимых личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности, обеспечивающих успешность освоения и реализации профессиональной деятельности студентов-психологов. Заключение. Внутренняя конфликтность у будущих специалистов может сочетаться с низкими показателями способности к саморегуляции и волевыми усилиями, затруднениями в проявлении эго-позиции «Взрослый» в условиях межличностного взаимодействия, но при этом внутренняя конфликтность не препятствует проявлению отзывчивости и искренности в условиях контактного взаимодействия как значимых качеств, формируемых в условиях профессиональной социализации.

Список источников: 
  1. Гальченко А. В. Внутриличностный конфликт: суть явления, причины, возможные последствия и принципы коррекции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 3. С. 101–115.
  2. Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М. : АСТ: Хранитель; СПб. : Сова, 2008. C. 141–157.
  3. Сивцова А. В. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологические основания развития личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2007. 24 с.
  4. Тарновская Н. Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности как психологическое условие жизнеобеспечения сотрудников ГПС МЧС России при внешнештатных ситуациях : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 24 с.
  5. Макаров О. Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога : автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2006. 26 с.
  6. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. : Илекса ; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. 328 с.
  7. Белых Т. В. Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 298–303. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303
  8. Гасанов С. К. Активность бытия как фактор развития интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С.284–298.
  9. Газиева М. З. Развитие структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. 21 с.
  10. Гринь С. В. Интегральная индивидуальность и рефлексия // Системное познание индивидуальности человека / под ред. В. В. Белоуса, И. В. Боязитовой. Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009. С. 103–110. EDN: QXYZXX
  11. Васюра С. А. Гендерное исследование коммуникативной активности студентов // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / под ред. Б. А. Вяткина, Л. Я. Дорфмана, М. Р. Щукина. М. : Смысл, 2011. С. 490–497.
  12. Баляев С. И., Никишов С. Н., Куркина В. О. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN322.pdf (дата обращения: 18.02.2024).
Поступила в редакцию: 
10.03.2024
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024