Для цитирования:
Сидоренко В. А. Трансляционные механизмы культурной коммуникации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 284-288. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-3-284-288
Трансляционные механизмы культурной коммуникации
Настоящая статья посвящена проблеме трансляционного противоречия: с одной стороны, получение знаний в готовом виде из антропосферы обеспечивает культурное единство социальной группы, с другой – позволяет внешним факторам манипулировать ее коллективным сознанием и снижает творческий потенциал. Анализируются механизмы, обеспечивающие информационный взаимообмен субъектов культуры, в качестве которых рассматриваются как отдельные индивиды, так и культурные группы. Выделены интегрирующие и дифференцирующие составляющие трансляции культурного знания; описана зависимость трансляционных процессов от личного опыта информационного донора и реципиента. В качестве механизмов, задействованных в коммуникативных процессах, рассматриваются ментальные и поведенческие конструкции, играющие инструментальную и процессуальную роли. Формулируются выводы о разнонаправленности культурного и цивилизационного векторов информационной трансляции, факторах снижения эклектичности и энтропийности культурного знания, взаимосвязи его интегративной и идеологической составляющих, а также роли субъекта и объекта в акте трансляции.
1. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2001. 703 с.
2. Strauss C., Quinn N. Research on Shared Task Solutions // Cognitive Theory of Cultural Meaning / ed. by C. Strauss and N. Quinn. Cambridge : Cambridge University Press, 1997. P. 137–188.
3. Holler J., Kendrick K., Casillas M., Levinson S. TurnTaking in Human Communicative Interaction. Frontiers Media SA, 2016. 291 p.
4. Holland D., Quinn N. Convergent Evidence for a Cultural Model of American Marriage. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 400 p.
5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Издательский дом Э, 2018. 340 с.
6. Herman E. S., Chomsky N. Manufacturing Consent : The Political Consent of the Mass Media. L. : The Bodley Head, 2010. 408 p.