Для цитирования:
Охлупина О. В. Трансформация образования: возможные перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 96-100. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-96-100
Трансформация образования: возможные перспективы
В свете набирающей обороты технологической революции обострился вопрос жизнеспособности традиционного образования. Сторонниками цифровой трансформации пытаются доказать его неэффективность в новых условиях. Школы и вузы запугивают поколением «неподдающихся» стандартным подходам «зетов», большую часть свободного времени проводящих в сети, с клиповым мышлением, неспособностью долгой концентрации внимания и прочими особенностями. Противники цифровизации стараются оградить подростков от неограниченного использования гаджетов. Обсуждаются вопросы о разумном использовании цифровых устройств, не наносящем вреда здоровью. Весной 2020 г. ситуация складывалась таким образом, что «вред» от долговременного общения молодежи с гаджетами становился несопоставимым с возможностью остановки процесса обучения. Учебные заведения экстренно перешли на работу в дистанционном формате. Переход вскрыл множество проблем, которые по возможности решались в ходе процесса. Стало очевидным, что как единственно возможный формат работы дистанционное обучение использовать невозможно. Каким станет образование будущего, будет зависеть от многих факторов. Останется оно всеобщим со знаком качества традиционного образования или подвергнется радикальной трансформации? Цель данной статьи – выяснить, так ли сильно отличается новое поколение молодежи, что о его «броню» разбиваются все подходы традиционной системы образования. Или же под флагом поколения Z продвигается идея коренного перехода к абсолютно новому образованию.
- Иванова Л. При «гаджетизации» обучения можно забыть о думающем поколении // РВС. 2018. URL: http:// rvs.su/novosti/2018/pri-gadzhetizacii-obucheniya-mozhno-zabyt-o-dumayushchem-pokolenii#hcq=nYxBlVq (дата обращения 01.05.2020)
- Методические рекомендации об использовании средств мобильной связи в общеобразовательных организациях // Роспотребнадзор. 2019. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12456 (дата обращения 30.04.2020).
- Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Intermum. 2010. Т. 1. С. 26-36.
- Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ. 2009. 800 с.
- Константинов А. Поколение Z : почти все, что говорят о нем, — ложь // Русский репортер. 2019. № 6 (470). URL: https://expert.ru/russian_reporter/2019/06/pokolenie-z-pochti-vse-chto-g... (дата обращения: 01.05.2020).
- Шенаев А., Песков Д. Обсудим образование будущего : Google ломает шпиль МГУ // E-xecutive.ru. 2010. URL: E-xecutive.ru http://safbd.ru/en/content/obrazovanie-budushchego-google-lomaet-shpil-mgu (дата обращения: 30.04.2020).
- Саркисьян Т. Н. Педагогический процесс как целостное явление // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6-1. С. 139-143.
- Мелешко В. Главный тренд российского образования – цифровизация // Учительская газета. 2018. 23 янв.
- Цифровая трансформация образования и драйверы развития // МГПУ. 2019. URL: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajveryra... (дата обращения: 01.05.2020).
- Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. Сущность определения проблемы в структуре социальной компетентности // Символ науки. 2018. № 8. С. 76-78.