Для цитирования:
Аникин Д. А. ТОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОТ ГЕОГРАФИИ К СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 5-9. DOI: 10.18500/1819-7671-2014-14-1-5-9
ТОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОТ ГЕОГРАФИИ К СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Целью статьи является рассмотрение методологической трансформации понятия «социальное пространство» в контексте социально-философской мысли XX в. Рассматривается отход от первоначального отождествления физического пространства и социального пространства, анализируются проекты пространственного анализа социума, разработанные П. Бурдье и Б. Верленом. П. Бурдье рассматривает социальное пространство как совокупность позиций, занимаемых отдельными индивидами, причем соотнесенность этих позиций определяется не только объективными общественными отношениями, но и ментальными конструкциями самих индивидов. Б. Верлен, ориентируясь на М. Вебера, выбирает в качестве исходного элемента социального пространства не индивида, а единичное социальное действие. Анализируемые концепции стали важным шагом на пути к возможности отображения в пространственных координатах сложной и многоуровневой структуры современного общества.
- Луман Н. Теория общества. Общество как социальная система. М., 2004. 304 с.
- Урри Дж. Мобильности. М., 2012. 576 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.
- Бурдье П. Практический смысл. М., 2001. 288 с.
- Аникин Д.А. Социальная память как символический капитал // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2013. № 9, вып. 24. С. 282–288.
- Верлен Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 2. С. 26–47