Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Чабан М. А. Теоретическое обоснование термина «визуальная грамотность» в условиях цифровизации общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 218-222. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-218-222

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 50)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.011

Теоретическое обоснование термина «визуальная грамотность» в условиях цифровизации общества

Авторы: 
Чабан Мария Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В настоящее время наблюдается тенденция к более критическому и креативному использованию цифровых графических элементов в учебных целях. Современное поколение студентов и школьников, родившееся в эпоху социальных сетей, цифровых технологий и сенсорных экранов, живет визуальным контентом. Тем не менее, будучи технически подкованными, современные потребители информации визуально неграмотны и легко поддаются на «фейки» и медиапровокации. В статье рассматривается понятийный аппарат, связанный с тематикой визуальной грамотности, в том числе визуальная культура, визуализация информации, визуализация и др. Теоретический анализ проведен на основе историко-логического подхода, эмпирический анализ (количественный и содержательный) – на основе публикаций, индексированных в РИНЦ. Сформулированы выводы о структуре, аспектах, основных компонентах визуальной грамотности в зарубежной литературе. Приводится общее определение термина «визуальная грамотность». Эмпирический анализ Российского фонда исследований доказал «пиковый» всплеск интереса к данной тематике. Обсуждаются причины такого резкого роста, предполагаемые темы исследования. Обосновывается, что развитие визуальной грамотности имеет основополагающее значение для эффективной стратегии развития современной системы образования. 

Список источников: 
  1. Дроздова А. В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре : дис. д-ра культурологии. М., 2017. 386 с.
  2. Debes J. L. The loom of visual literacy: An overview // Audiovisual Instruction. 1969. № 14 (8). P. 25–27.
  3. Чабан М. А. Формирование визуальной грамотности у студентов в условиях цифрового разрыва // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 312–316.
  4. Чванова М. С. Методология информатизации системы непрерывной подготовки специалистов : методология, теория, практика. М. ; Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2000. 518 с.
  5. Considine D. M., Haley G. E. Visual Messages: Integrating Imagery into Instruction. Englewood : Teacher Idea Press, 1992. 317 p.
  6. Avgerinou M. D. Towards a visual index // Exploring The Visual Future: Art Design, Science & Technology. Ed. by R. E. Griffi n, V. S. Williams, L. Jung. Loretto, PA: IVLA, 2001. P. 17–26.
  7. Burmark L. Visual literacy: Learn to see, see to learn. Alexandria: VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2002. 115 p.
  8. Metros S. E. The educator’s role in preparing visually literate learners // Theory Into Practice. 2008. Vol 47. P. 102–109.
  9. Yenawine P. Thoughts on visual literacy // Handbook of Research on Teaching Literacy Through the Communicative and Visual / Arts ed. James Flood, Brice Shirley Heath and Diane Lapp. New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates, 2005. P. 1–5.
  10. Mitchell W. J. T. Visual literacy or literary visualcy / Ed. by J. Elkins. Visual literacy. New York, NY : Routledge, 2008. Vol 39, № 1. P. 11–14.
  11. Лапшева Е. Е., Храмова М. В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно-коммуникационных технологий // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 2, № 18. С. 53–56.
  12. Кащук А. А. Современный язык визуальной коммуникации // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 21. С. 58–68.
  13. Рапакова Т. Б. Формирование визуальной грамотности при обучении иностранному языку // Индустрия перевода. 2020. Т. 1. С. 171–176.
  14. Кропотова Н. В. Визуализация информации в педагогических исследованиях // Педагогический эксперимент : подходы и проблемы. 2019. № 5. С. 61–66.
  15. Столяров Б. А. Развитие визуальной культуры у учащихся в условиях музея // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 58–72.
Поступила в редакцию: 
20.03.2022
Принята к публикации: 
25.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022