Образец для цитирования:

Наумова Т. . Теоретическое исследование дефиниций понятий «психомоторика» и «психомоторные способности» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 314-319. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-314-319


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
159.94
Язык публикации: 
русский

Теоретическое исследование дефиниций понятий «психомоторика» и «психомоторные способности»

В статье дается описание историко-теоретического анализа менявшихся взглядов ученых – от классиков до современников – на содержание понятийно-терминологического аппарата для изучения психомоторных явлений. Цель работы заключается в изучении и анализе научных подходов к дефиниции понятий «психомоторика» и «психомоторные способности», а также в выявлении составных и системообразующих компонентов стоящих за ними феноменов. Автором ставится вопрос о необходимости введения общепринятой дефиниции исследуемых понятий; обозначены основные научные направления проблемы развития психомоторных способностей человека; выстроена логико-историческая последовательность в разработке данной проблемы; рассмотрены различные теоретические и прикладные аспекты изучения феноменов психомоторики и психомоторных способностей; конкретизировано содержание понятийно-терминологического аппарата дефиниций «психомоторика» и «психомоторные способности»; проанализировано более двух десятков определений рефлексируемых понятий, что отражает наиболее полную картину существующих в настоящее время теоретических разработок в описании изучаемой проблемы психомоторных явлений и подчеркивает ее актуальность.

Литература
  1. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. 256 с.
  2. Озерецкий Н. И. Моторная одаренность. М. : Центральный институт труда, 1924. 28 с.
  3. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л. : Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 1970. 128 с.
  4. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2003. 384 с.
  5. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 2. С. 15–26.
  6. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна : Феникс+, 2002. 248 с.
  7. Медведева Н. А. Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одарённых детей и выявление их взаимосвязи : дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 166 с.
  8. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников. М. : АПН СССР, 1989. 109 с.
  9. Коренкова Н. Е. Разработка проблемы психомоторики на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 1. С. 39–44.
  10. Корлякова С. Г. Психомоторная природа исполнительской техники музыкантов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 2. С. 79–82.
  11. Никандров В. В. Психомоторика : учебное пособие для вузов. СПб. : Речь, 2004. 14 с.
  12. Безбородова М. А. Научно-практические вопросы изучения психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. С. 92–100.
  13. Нордгеймер Ю. Р., Костанова Н. А. Системное описание психомоторных способностей // Развитие инструментов управления научной деятельностью : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 4 ч. Уфа : ОМЕГА САЙНС. 2017. Ч. 4. С. 197–201.
  14. Родин Ю. И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3-1. С. 389–395.
  15. Наумова Т. В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды : дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2020. 220 с
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ