Для цитирования:
Полякова И. В. Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 188-193. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-2-188-193
Тензометрическое исследование особенностей функционирования перцептивной и эмоциональной сфер обучающегося
В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в установлении психологических особенностей взаимосвязи точности тактильного восприятия и особенностей функционирования эмоциональной сферы обучающихся. В исследовании приняли участие 120 испытуемых 5–50-летнего возраста. Гипотеза, согласно которой точность тактильного восприятия и эмоциональный статус обучающихся взаимосвязаны, получила свое подтверждение. Установлена прямая средняя корреляционная связь, уровень значимости 0,66 (коэффициент Пирсона). Тензометрические измерения осуществлены на специально разработанном приборе, позволяющем фиксировать погрешность при воспроизведении заданного экспериментатором образца. Установлены особенности точности воспроизведения стимула в разных психоэмоциональных состояниях: активного бодрствования и психоэмоционального возбуждения. Состояние психоэмоционального возбуждения снижает точность восприятия обучающихся, не занимающихся спортом систематически. Спортсмены-разрядники демонстрируют более высокий уровень стрессоустойчивости и точности воспроизведения стимула. Показатели точности воспроизведения стимула левой (не ведущей) рукой испытуемого в состоянии активного бодрствования могут быть использованы в качестве экспресс-диагностики уровня напряженности психоэмоционального состояния. Оценка выраженности психоэмоционального напряжения осуществлена с помощью коэффициента соотнесения ошибок правой и левой рук испытуемых, при которой коэффициент, «стремящийся» к нулю, отражает высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, а коэффициент, «стремящийся» к единице и выше, наоборот, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции.
1. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 1008 c.
2. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М. ; Воронеж, 1998. 416 с.
3. Березина Т. Н. Взаимосвязь физических и интеллектуальных способностей у взрослых людей // Психология и Психотехника. 2012. № 4. C. 51–60.
4. Полякова И. В. Последствия злоупотребления алкоголем : психоэмоциональное состояние // Поляковские чтения-2018 (к 90-летию Ю. Ф. Полякова) : сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 25–16 марта 2018 г.) / под ред. Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной, С. Н. Ениколопова. М., 2018. С. 245–247.
5. Стародубцева И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5–7 лет в процессе физического воспитания. URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-umstvennogoi-dvigatelnogo-... (дата обращения: 25.05.2018).
6. Фоминых А. В., Казаковцева Т. С. Теоретические аспекты взаимосвязи физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) // Вестн. Вятского гос. ун-та. 2011. № 3. С. 12–16.
7. Николаев А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека : учеб. пособие для препод. и студ. высш. учеб. заведений физической культуры. Смоленск, 2005. 93 с.
8. Селиверстова Н. С. Психофизическая коррекция Я-концепции лиц пожилого возраста : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2017. 175 с.
9. Аксенова А. В. Социальное ориентирование младших школьников в процессе физического воспитания // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2015. Т. 4, № 1 (61). С. 87–91.
10. Мартиросов Э. Г., Николаев Д. В., Руднев С. Г. Технологии и методы определения состава тела человека. М., 2006. 248 с.
11. Толочек В. А. «Психологические ниши» в спорте : пространственные измерения // Спортивный психолог. 2017. № 2 (45). С. 4–9.
12. Толочек В. А. Типовые стили спортивной деятельности как психологический феномен : ресурсы эф фективности // Психол. журн. 2016. Т. 37, № 6. С. 70–82.
13. Москвин В. А., Москвина Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальное развитие человека. М., 2011. 130 с.
14. Баландин В. А. Развитие познавательных процессов детей 6–10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2000. № 1. С. 24–26.
15. Березина Т. Н. Социальная креативность и социальный интеллект в структуре общих способностей // Психология обучения. 2016. № 2. С. 68–81.
16. Попова С. И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. C. 99–108. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220609
17. Березина Т. Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Нац. психол. журн. 2013. № 4 (12). С. 20–30.