Образец для цитирования:

Фролова С. В. Сущностные характеристики и методика диагностики психологических типов любви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 439-448. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-439-448


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
[159.9.072]+316.6
Язык публикации: 
русский

Сущностные характеристики и методика диагностики психологических типов любви

В статье предпринят теоретический анализ феноменологии психологических проявлений стилей любви, выделенных канадским социологом Дж. А. Ли, взявшим за основу виды любви, описанные еще в древнегреческой философии. В качестве критериев феноменологического анализа сущностных характеристик стилей любви автором статьи выбраны дифференцированно проявляющиеся особенности переживаний, самосознания, социального восприятия, типов межчеловеческих отношений, выделенных Я. Л. Морено и М. Бубером, способов реализации внутренней природы человека, описанных Э. Фроммом, уровня развития чувства общности и механизма компенсации чувства неполноценности, концептуализированных А. Адлером. В результате проведенного теоретического анализа описаны шесть психологических типов любви: страстная любовь-восхищение «эрос», гедонистическая любовь «людус», любовь-дружба «сторге», прагматическая любовь «прагма», любовь-одержимость «мания», альтруистическая любовь «агапе». Теоретические представления о психологических типах любви, сформулированные автором на основе осуществленного феноменологического анализа, и использование содержательной, дедуктивной стратегии конструирования психологических опросников позволили разработать методику диагностики психологических типов любви. С целью ее апробации было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 143 чел. (89 женщин и 54 мужчины) в возрасте от 18 до 32 лет (средний возраст – 22 года). Приводятся полученные показатели надежности шести шкал методики диагностики психологических типов любви и результаты ее конвергентной валидизации, свидетельствующие о хорошей психометрической пригодности разработанного психодиагностического инструментария и его дифференциально-диагностических возможностях. Выявлены кор реляции выраженности психологических типов любви с рядом устойчивых личностных свойств (по методике Р. Б. Кеттелла) и показателями социально-психологической адаптированности. 

Литература

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 560 с.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

3. Фромм Э. Душа человека. М. : Республика, 1992. 430 с.

4. Марцинковская Т. Д. История психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 544 с.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2009. 576 с.

6. Lee J. A. A typology of styles of loving // Personality and social psychology bulletin. 1971. Vol. 3. P. 173–182.

7. Кон И. С. Введение в сексологию. М. : Медицина, 1990. 336 с.

8. Hendrick C., Hendrick S. A theory and method ofl ove // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50. P. 392–402.

9. Cassepp-Borges V., Ferrer E. Are we missing the circumplexity? An examination of love styles // Journal of Relationships Research. 2019. № 10 (21). P. 1–10.

10. Лупандин В. И., Стрижова Е. Н. Психометрический анализ теста ТСЛ // Психол. вестн. Урал. ун-та. 2009. Вып. 8. С. 183–194.

11. Лейтц Г. Психодрама : теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / пер. с нем. М. : Прогресс, Универс, 1994. 352 с.

12. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М. : Республика, 1995. С. 15–92.

13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2006. 607 с.

14. Burisch M. Approaches to personality inventory construction // American Psychologist. 1984.Vol. 39. P. 214–227. 15. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate