Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шамионов Р. М. Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 211-218. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-211-218, EDN: QBUWHI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 10)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[316.614-057.785-054.6:378](470+571)
EDN: 
QBUWHI

Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах

Авторы: 
Шамионов Раиль Мунирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Академическая адаптация студентов-иностранцев в условиях академической мобильности является основой академических достижений и связана с психологическим благополучием, что служит условием позитивного отношения к принимающей стране. Теоретический анализ. Академическая адаптация студентов-иностранцев сопряжена с проблемами культурного стресса, информированностью, социально-психологическими отношениями принимающей стороны, знанием языка для установления контактов и взаимодействия с местными студентами и бытовыми проблемами. В меньшей степени рассматриваются собственно академические проблемы. Эмпирический анализ. Целью исследования является анализ структуры и факторов академической адаптации студентов-иностранцев. Предполагается, что социальные характеристики академической адаптации иностранцев (коммуникативные, личностные) более выражены, чем психофизиологические, отражающие физическое самочувствие студентов, субъективную оценку их утомления и усталости. Заключение. В результате исследований установлены более выраженные по сравнению с россиянами показатели личностного, эмоционального имотивационного и более низкие – психофизиологического компонентов академической адаптации. Адаптация студентов-иностранцев обусловлена удовлетворенностью базовой потребности в связанности с другими, характеризующей возможности их поддержки со стороны близких, адаптация студентов-россиян – с удовлетворенностью потребности в связанности с другими, компетентности, переживанием счастья и удовлетворенности жизнью. Вовлеченность в образовательную активность студентов вне зависимости от оседлости является важнейшим фактором академической адаптации.

Список источников: 
  1. Леденёва В. Ю., Абдуллаев Р. С., Гусейнова Л. Д. Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 10. С. 118–134. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134
  2. Соколова Е. В., Воевода Е. В., Морозов В. М. Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 476–490. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.28
  3. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 175–185. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16
  4. Mähönen T. A., Jasinskaja-Lahti I. Acculturation expectations and experiences as predictors of ethnic migrants’ psychological well-being // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44, № 5. P. 786–806.
  5. Салосина И. В., ОхорзинаЮ. О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 3. С. 124–138. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.09
  6. Bozbay Z., Baghirov F., Zhang Y., Rasli A., Karakasoglu M. International students’ service quality evaluations towards Turkish universities // Quality Assurance in Education. 2020. Vol. 28, iss. 3. P. 151–164. https://doi.org/10.1108/QAE-06-2019-0061
  7. Malaklolunthu S., Selanb P. S. Adjustment problems among international students in Malaysian private higher education institutions // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. P. 833–837. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.194
  8. Hassan M., Fang S., Malik A. A., Lak T. A., Rizwan M. Impact of perceived social support and psychological capital on university students’ academic success: Testing the role of academic adjustment as a moderator // BMC Psychology. 2023. Vol. 11. P. 340. https://doi.org/10.1186/s40359-023-01385-y
  9. Bastien G., Seifen-Adkins T., Johnson L. R. Striving for Success: Academic Adjustment of International Students in the U.S. // Journal of International Students. 2018. Vol. 8, № 2. P. 1198–1219. https://doi.org/10.32674/jis.v8i2.143
  10. Malay E. D., Otten S., Coelen R. J. Predicting adjustment of international students: The role of cultural intelligence and perceived cultural distance // Research in Comparative and International Education. 2023. Vol. 18, iss. 3. P. 485–504. https://doi.org/10.1177/17454999231159469
  11. Atteraya M. S. Acculturation Stressors and Academic Adjustment among Nepalese Students in South Korean Higher Education Institutions // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, iss. 12. P. 6529. https://doi.org/10.3390/ijerph18126529
  12. Vandana S. N., Ngasainao G. Psychological capital and academic adjustment among fi rst-year university students in Meghalaya, North-east India // International Journal of Education and Psychology in the Community IJEPC. 2021. Vol. 11, iss. 1 & 2. P. 211–224.
  13. Siah P. C., Ang S. S., Tan K. W., Phi C .N., Pung P. W. Perfectionism and Academic Adjustment among Undergraduates: The Coping Strategy as a Mediator // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2022. Vol. 27, № 5. P. 57–68. https://doi.org/10.17759/pse.2022270505
  14. Nyaboke O. G., Nyamwange C., Obuba E. Variability of Academic Adjustment of First Years among Public Kenyan Universities // International Journal of Innovative Science and Research Technology. 2020. Vol. 5, iss. 8. P. 2456–2165. https://doi.org/10.38124/IJISRT20AUG707
  15. Леонов Н. И., Хасан Х. Х. Ф. Соотношение адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 44–47. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-44-47
  16. Федотова В. А. Адаптация иностранных студентов в России в связи с их культурной принадлежностью // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 4. С. 995–1004. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004
  17. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Van de Grift W. J. C. M. First-year university students’ academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33. P. 749–767. https://doi.org/10.1007/s10212-017-0347-8
  18. Яро А., Горелова Г. Г., Мануйлов Г. В. Жизнестойкость как один из ресурсов адаптации иностранных студентов // Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16, № 1. С. 18–28.
  19. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. C. 53–68. https://doi.org/10.17759/pse.2022270205
  20. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М. : Издательство Института психологии РАН, 2002. 252 с.
Поступила в редакцию: 
20.01.2024
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024