Для цитирования:
Романова Н. М., Чернова М. В. Сравнительный анализ характеристик социальной адаптации и сформированности социальных навыков у младших школьников из социально благополучных семей и семей «группы риска» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 433-440. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-433-440, EDN: VUUYNP
Сравнительный анализ характеристик социальной адаптации и сформированности социальных навыков у младших школьников из социально благополучных семей и семей «группы риска»
Введение. В современной российской системе образования доминирует установка рассматривать неадаптивные аспекты поведения ребенка в контексте проблемы. Между тем она может быть представлена в ином ключе: в аспекте недостаточности развития у ребенка определенных социальных навыков. Важно диагностировать наличие данных недостатков и разрешать их в младшем школьном возрасте. Особую актуальность приобретают исследования социальных навыков детей из неблагополучных семей и семей «группы риска». Теоретический анализ. В теоретическом плане поведенческие и психологические проблемы младших школьников рассматриваются в контексте недостаточности развития у них социальных навыков. Овладение последними, обучение правильному поведению мы расцениваем как способ разрешения имеющихся у ребенка проблем. Эмпирический анализ. Представлены результаты эмпирического исследования характеристик социальной адаптации, структуры и уровня сформированности социальных навыков младших школьников (N = 65), из семей «группы риска» (М = 8,65 лет; N = 31) и детей из социально благополучных семей (М = 9,81 лет; N = 34). Социальные навыки изучались с помощью методики Б. Фурмана; особенности социально-психологической адаптации ребенка – с помощью методики Э. М. Александровской. Заключение. Выявлены статистически значимые различия по показателям социальной адаптации (целеполагание, нравственно-этическая готовность, поведение вне урока, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональное благополучие) и показателям сформированности ряда индивидуальных социальных навыков детей из семей «группы риска» и детей контрольной группы. Обнаружено сходство показателей общегрупповых навыков в двух группах младших школьников. Прикладной аспект исследуемой проблемы связан с возможностью использования результатов при разработке программ психологической работы с младшими школьниками.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М. : Прогресс, 2006. 342 с.
- Усова Е. Б. Психология девиантного поведения. Минск : Издательство МИУ, 2010. 321 с.
- Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
- Бокалина Н. А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. 2019. Т. 47, № 285. С. 451–453.
- Бондарева И. И. Психологические условия развития системы социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 25 c.
- Jureviciene M., Kaffemaniene I., Ruskus J. Concept and Structural Components of Social Skills // Baltic Journal of Sport and Health Sciences. 2012. Vol. 3, № 86. P. 42–52. https://doi.org/10.33607/bjshs.v3i86.266
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999. 349 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М. : Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
- Canney C., Byrne A. Evaluating circle time as a support to social skills development – refl ections on a journey in school based research // British Journal of Special Education, 2006. Vol. 33, № 1. P. 19–24. https://doi.org/10.1111/j.1467-8578.2006.00407.x
- Фурман Б. Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры / пер. с англ. М. : Альпина нон-фикшн, 2013. 220 с.
- Чиркина Р. В., Бойкина Е. Э., Койкова К. С., Бригадаренко Н. В., Стратийчук Е. В., Тишкова Ю. В., Чеботарев И. В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей // Психология и право. 2020. Т. 10, № 4. С. 93–110. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100407/
- Niu S. J., Niemi H. Teachers Support of Students’ Social-Emotional and Self-Management Skills Using a Solution-Focused Skillful-Class Method // The European Journal of Social & Behavioural Sciences. 2020. Vol. 27, № 1. P. 54–73. https://doi.org/10.15405/ejsbs.269
- Положение государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова» «О реабилитационно-кризисном отделении помощи женщинам и детям». Саратов, 2015. URL: https://social.saratov.gov.ru/social_state_institutions/uchrezhd_
socpomoshchi_semje_detjam/saratov_family/informacija_o_postavshhike_
socialnyh_uslug/struktura_i_organy_upravleniya/index.php?SECTION_ID=
5667&ELEMENT_ID=50442 (дата обращения: 19.04.2022). - Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. М. : Медицина, 1988. С. 32–43.