Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Листвина Е. В., Фролова С. М. Социокультурные аспекты межпоколенческих коммуникаций в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 369-373. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-369-373

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 5)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
101.1:316

Социокультурные аспекты межпоколенческих коммуникаций в цифровую эпоху

Авторы: 
Листвина Евгения Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Фролова Светлана Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается проблема взаимодействия поколений в формирующуюся цифровую эпоху. С внедрением в повседневную жизнь цифровых технологий складываются качественно новые условия существования социума, что отражается на данном процессе. Опираясь на следующую классификацию поколений – «книжное» поколе ние, «телевизионное» поколение, «интернет-поколение», – имеющих разные ценностные установки, специфические способы организации труда, коммуникаций, формирования ценностных представлений и приоритетов, разнообразные способы переживания бытия в целом, авторы исследуют характерные черты нового поколения. К ним относится проблема свободы и траспарентности существования в мире гаджетов. Рассматривается также проблема коммуникации в условиях наличия посредника-гаджета, устанавливающего свои правила социального взаимодействия, в том числе и короткие коммуникакции, нацеленные на достижение дробных, быстрых целей, что приводит к ситуативности существования человека в цифровом мире. Следующая проблема, вытекающая из предыдущей, – это проблема личности и ее самоопределения, выражающаяся в наличии полиидентичностей. Четвертая характерная черта – это специфический способ получения информации. Для поколения рубежа веков характерны также отсутствие «большого героя» и отсутствие «большой цели», к которой стремился человек предыдущих поколений. В качестве способа достижения межпоколенческого консенсуса предлагается формирование полифигуративной культуры, в которой принимают участие все обозначенные поколения в равной степени.

Список источников: 

1. Howe N., Strauss W. Generations : The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y. : Quill William Morrow, 1991. 544 p.

2. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 20.05.2020).

3. Дейниченко П. XXI век. История не кончается. М.: ОЛМА-Пресс, 2000. 350 с.

4. Ахметшина А. А., Беляев В. А., Максимова О. А. Воздействие информационных технологий на преемственность и конфликт между реальными и условными поколениями // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 3. С. 134-139.

5. Шестакова И. Г. Живые свидетели эры До-интернета // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1. С. 47-51.

6. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М. : Ультра-культура, 2003. 363 с.

7. TikTok, видеоигры и «темные» соцсети : как поколение Z ведет себя в интернете и что нужно сделать брендам, чтобы привлечь их внимание. URL: https://esquire.ru/style-and-grooming/148634-tiktok-videoigry-itemnye-so... (дата обращения: 05.06.2020).

8. Поколенческие войны : зумеры издеваются над миллениалами в соцсетях. URL: https://esquire.ru/articles/186233-pokolencheskie-voyny-zumery-izdevayut... (дата обращения: 05.06.2020).

9. Евгения Шамис, специалист по теории поколений, – о поколении Z, страхах и агрессии двадцатилетних и Грете Тунберг. URL: https://esquire.ru/articles/128732-evgeniya-shamis-specialist-po-teorii-... (дата обращения: 05.06.2020).

10. Шурбе В. З. Поколение как субъект взаимодействия и объект формирования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 155-160.