Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

??? САМООТНОШЕНИЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 434-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-434-438

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 44)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

САМООТНОШЕНИЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Аннотация: 

В статье исследуется динамика развития самоотношения как эмоционально-оценочного компонента самосознания личности на протяжении подросткового и юношеского возрас- та. Приведены результаты сравнительного анализа, выполненного на выборке подрост- ков и юношей (N = 113), который выявил структурные особенности их самоотношения. Установлено, что в динамике возрастного развития личности самоотношение у подростков изменяется: повышается самоуважение благодаря самоуверенности и самопониманию, ожиданию позитивного отношения к себе от других; у юношей изменения в самоотноше- нии связаны с ростом самоуважения, так как у них выражены саморуководство и самопо- нимание. Выявлено, что при переходе личности от подросткового к юношескому возрасту изменения самоотношения обусловлены повышением способности к саморуководству и ориентацией на обратную связь с другими людьми. Доказано, что по динамическим из- менениям показателей самоотношения как структурного компонента самосознания можно судить о процессе его становления на протяжении подросткового и юношеского этапов возрастного развития личности. Понимание особенностей возрастного развития само- отношения позволяет ориентировать программы психологической помощи подросткам и юношам на формирование у них активной жизненной позиции на основе позитивного от- ношения к себе. 

Список источников: 

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности // Омск. науч. вестн. 2012. № 1 (105). С. 157–160.
Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания : системный подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 620–628.
Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус : психол.пед. журн. 2015. № 1 (25). С. 9–17.
Тугушев Р. Х. Системная персонология : качественный и количественный анализ. Саратов, 1998. 272 с.
Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004. 504 с.
Арендачук И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 110–118.
Кочеткова Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 2 (92). С. 118–123.
Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 57–65.
Рушина М. А., Орлова А. В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 35–40.