Для цитирования:
Поздняков А. Н. РОССИЙСКАЯ ШКОЛА РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 118-123. DOI: 10.18500/1819-7671-2013-13-2-118-123
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ
Особое место в истории отечественного образования занял XIX век. Это был период активной деятельности государства и общества по созданию образовательной системы страны. Для него была свойственна тенденция стабильного роста количества учебных заведений и обучавшихся. Одновременно с этим к концу XIX века в российской системе образования назрел целый комплекс серьезных проблем. Общество волновали такие важные вопросы, как расширение и качественное обновление системы начального образования, введение на его основе всеобщего обучения; реформирование среднего образования, приведение его структуры и содержания в соответствие с современными требованиями и мировым опытом; обеспечение взаимосвязи разных уровней и ступеней образования, создание в стране единой, преемственной системы общего образования. Одним из важных источников, позволяющих осуществить объективный исторический анализ и дать оценку положения дел в отечественной системе образования того периода, являются статьи и книги, опубликованные современниками. В данной статье дается аналитический обзор изданных в конце XIX – начале XX века материалов. Они представляют широкий спектр принципиальных позиций, взглядов представителей российской общественности о путях развития образования.
- Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1900 год. СПб., 1902.
- Езерский О. Н. К вопросу о реформировании гимназии // Русская школа. 1900. № 10–11. С. 116–149.
- Архангельский А. С. К предстоящей реформе нашей средней школы // Русская школа. 1901. № 7–8. С. 190– 207.
- Стоюнин В. Я. Наши школьные вопросы (Из посмертных бумаг В. Я. Стоюнина) // Русская школа. 1900. № 1. С. 82–91.
- Грот Я. К. По поводу школьной реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания. СПб., 1901. 42 с.
- Тихомиров Д. Об основах и организации средней школы. СПб., 1900. 129 с.
- Юзефович Б. Статьи по вопросам народного образования. Киев, 1895. 89 с.
- Юзефович Б. М. Печать, политика и школа. Киев, 1903.121 с.
- Трифановский Д. С. Наша общеобразовательная школа, ее недостатки и необходимость и возможность для России положить в основание ее новые начала. М., 1891. 58 с.
- Новиков Н. Наука, школа и жизнь. Одесса, 1900. 63 с.
- Краткий обзор деятельности министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февраля 1898 – 14 февраля 1901 гг.). СПб., 1901. 83 с.
- Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию: Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. по школьному и внешкольному образованию народа : в 3 т. СПб., 1904. Т. III. С. 1539–2623.
- Письмо Николая II П. С. Ванновскому // Былое. 1918. № 1. С. 60–61.