Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Поздняков А. Н. РОССИЙСКАЯ ШКОЛА РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 118-123. DOI: 10.18500/1819-7671-2013-13-2-118-123

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 44)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.014.3(470)(09)

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ

Авторы: 
Поздняков Александр Николаевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Особое место в истории отечественного образования занял XIX век. Это был период активной деятельности государства и общества по созданию образовательной системы страны. Для него была свойственна тенденция стабильного роста количества учебных заведений и обучавшихся. Одновременно с этим к концу XIX века в российской системе образования назрел целый комплекс серьезных проблем. Общество волновали такие важные вопросы, как расширение и качественное обновление системы начального образования, введение на его основе всеобщего обучения; реформирование среднего образования, приведение его структуры и содержания в соответствие с современными требованиями и мировым опытом; обеспечение взаимосвязи разных уровней и ступеней образования, создание в стране единой, преемственной системы общего образования. Одним из важных источников, позволяющих осуществить объективный исторический анализ и дать оценку положения дел в отечественной системе образования того периода, являются статьи и книги, опубликованные современниками. В данной статье дается аналитический обзор изданных в конце XIX – начале XX века материалов. Они представляют широкий спектр принципиальных позиций, взглядов представителей российской общественности о путях развития образования. 

Список источников: 
  1. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1900 год. СПб., 1902.
  2. Езерский О. Н. К вопросу о реформировании гимназии // Русская школа. 1900. № 10–11. С. 116–149.
  3. Архангельский А. С. К предстоящей реформе нашей средней школы // Русская школа. 1901. № 7–8. С. 190– 207.
  4. Стоюнин В. Я. Наши школьные вопросы (Из посмертных бумаг В. Я. Стоюнина) // Русская школа. 1900. № 1. С. 82–91.
  5. Грот Я. К. По поводу школьной реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания. СПб., 1901. 42 с.
  6. Тихомиров Д. Об основах и организации средней школы. СПб., 1900. 129 с.
  7. Юзефович Б. Статьи по вопросам народного образования. Киев, 1895. 89 с.
  8. Юзефович Б. М. Печать, политика и школа. Киев, 1903.121 с.
  9. Трифановский Д. С. Наша общеобразовательная школа, ее недостатки и необходимость и возможность для России положить в основание ее новые начала. М., 1891. 58 с.
  10. Новиков Н. Наука, школа и жизнь. Одесса, 1900. 63 с.
  11. Краткий обзор деятельности министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февраля 1898 – 14 февраля 1901 гг.). СПб., 1901. 83 с.
  12. Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию: Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. по школьному и внешкольному образованию народа : в 3 т. СПб., 1904. Т. III. С. 1539–2623.
  13. Письмо Николая II П. С. Ванновскому // Былое. 1918. № 1. С. 60–61.