Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Копанева В. А. Роль памяти в социальном механизме признания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 382-387. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-382-387, EDN: JWZFCQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
101.1:316
EDN: 
JWZFCQ

Роль памяти в социальном механизме признания

Авторы: 
Копанева Валерия Андреевна, Волгоградский государственный университет
Аннотация: 

Введение. В статье рассмотрена роль памяти в коммуникации между людьми, а также в таком процессе, как признание. Никакая коммуникация не осуществима без первичного признания одного субъекта другим. Признание – это способ удержания предмета в памяти через связь менее значимого с более значимым. Соответственно, признание становится социальным не тогда, когда оно произошло, а после того, как оно закрепилось. Теоретический анализ. В качестве гипотезы предложена идея закрепления, которая отсылает к тому, что признание предполагает дистанцию во времени: определить, действительно имело место признание или нет, возможно постфактум через рефлексию опыта. Таким образом, память обеспечивает консервацию признания. Чтобы признание состоялось на уровне памяти, необходим ряд условий: новизна, длительность воздействия, ценностное подкрепление, контрастность, событийность, эмоциональный фон, актуализация, нарративность. Заключение. Рассмотрены проблемы забвения, которые влияют и на механизм признания. Забвение создает дефицит материала для признания, которое становится затруднительным из-за отсутствия достаточной информации. Память помогает соединить разрозненные элементы в систему и тем самым дает возможность состояться признанию, так как является условием для конструирования семиотической реальности.

Список источников: 
  1. Рикер П. Память, история, забвение. М. : Издательство гуманитарной литературы, 2004. 728 с.
  2. Макаров А. И. Феномен надындивидуальной памяти (образы – концепты – рефлексия). Волгоград : Издательство ВолГУ, 2009. 216 с.
  3. Рикер П. Путь признания. Три очерка. М. : РОССПЭН, 2010. 268 с.
  4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М. : Новое издательство, 2007. 348 с.
  5. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М. : КАНОН-пресс-Ц ; Кучково поле, 2002. 624 с.
  7. Ницше Ф. К генеалогии морали. М. : Мысль, 1996. 829 с.
  8. Платон. Теэтет // Сочинения: в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. Т. 2. С. 229–328.
  9. Connerton P. Seven types of forgetting // Memory Studies. 2008. № 1. P. 59–71.
  10. Аникин Д. А. Феномен забывания и диалог культур в глобализирующемся социуме : Российский опыт // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 3–8.
Поступила в редакцию: 
17.04.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2022