Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Уманец С. Ф. Развитие познавательных способностей студентов в условиях метаобразовательного пространства вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 228-232. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-2-228-232

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 48)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
371.39

Развитие познавательных способностей студентов в условиях метаобразовательного пространства вуза

Авторы: 
Уманец Сергей Федорович, Донецкий национальный университет
Аннотация: 

В статье анализируется роль воображения как познавательной способности при подготовке студентов к осуществлению прогностической деятельности в условиях метаобразовательного пространства педагогического вуза. Цель – обосновать новое видение такого психологического свойства человеческой психики, как воображение в педагогическом процессе педвуза при подготовке студентов к осуществлению прогностической деятельности. Методологической основой такого подхода в нашем исследовании служит кантовская идея о трехкомпонентности человеческого познания: чувства, воображение и мышление. Чувства, выступая как эмпирическая база познания мира, дают первоначальную «пищу» для воображения и мышления человека. Пытаясь систематизировать и классифицировать чувственный контент, воображение человека стремится расширить мир до бесконечности (работа «бессознательного»), в то время как мышление, говоря словами Канта, пытается найти «чистый разум», сворачивая бесконечный мир до логических схем (работа «сознательного»). Исследование показало, что процесс подготовки студентов к осуществлению прогностической мыследеятельности в контексте их познавательных способностей теснейшим образом связан с паритетом мышления и воображения, если в конечном итоге мы хотим получить креативно мыслящего специалиста, обладающего таким профессиональнопедагогическим качеством, как прогностическая компетентность.

Список источников: 
  1. Борчиков С. А. Виртуальный образ творческого воображения // Воображение как познавательная способность. М. : Фонд «Центр гуманитарных исследований», 2001. С. 14–30.
  2. Давыдов В. В. Главное – воображение! // Обруч. 1996. № 3. С. 2–3.
  3. Жучков В. А. Роль кантовского воображения в структуре сознания // Воображение как познавательная способность. М. : Фонд «Центр гуманитарных исследований», 2001. С. 33–34.
  4. Дорошина Г. В. Воображение как способ творческого конституирования образной реальности: дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2005. 148 с.
  5. Кудрявцев В. Т. Природа и генез воображения (Опыт логико-психологического анализа проблемы в духе Э. В. Ильенкова) // Ильенков Э. В. Личность и творчество / отв. ред. В. А. Лекторский. М. : Языки русской культуры, 1999. С. 155–171.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
  7. Уманец С. Ф. Авторское понятие «Педагогическая прогностическая деятельность» как системообразующий фактор педагогического исследования // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 129–133.
  8. Уманец С. Ф. Совместная учебно-прогностическая деятельность преподавателя и студентов педагогического вуза : методология, теория, методика. Екатеринбург : Издательские решения, 2019. 268 с.
  9. Уманец С. Ф. Метаобразовательное пространство как методологическая основа профессиональной педагогики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 231–235. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-231-235
  10. Бор Н. Избранные научные труды : в 2 т. М. : Наука, М. : Наука, 1970. Т. 2. 582 с.
  11. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь : Реноме, 2003. 464 с.
Поступила в редакцию: 
30.10.2020
Принята к публикации: 
15.03.2021
Опубликована: 
30.06.2021