Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Герасимова Т. В. Психолого-педагогические подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 185-191. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-2-185-191, EDN: MFTLUC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 55)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9
EDN: 
MFTLUC

Психолого-педагогические подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей

Авторы: 
Герасимова Татьяна Владимировна, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Аннотация: 

Введение. Актуальность статьи обусловлена отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств (ПВК) у студентов медицинских вузов и требованиями, предъявляемыми к выпускнику социальным «заказом» и требованиями профессионального стандарта и ФГОС ВО. Целью статьи является теоретическое и экспериментальное обоснование подходов к формированию ПВК будущих врачей. Теоретический анализ. Проанализированы подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. В составе комплекса ПВК выделены группы личностных качеств, характеристик самоактуализирующейся личности, волевых свойств и ценностных ориентаций, необходимых для эффективной работы врача. Эмпирический анализ. Использование различных подходов в разных формах и методах просветительской и психокоррекционной работы позволило улучшить показатели комплекса ПВК личности будущего врача. Методами математической статистики проведен анализ изменений в полученных показателях после участия в экспериментальной программе. Заключение. Результаты эксперимента позволили оценить эффективность применения личностно-ориентированного, компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов в рамках модели формирования ПВК личности будущего врача, что находит свое практическое применение в подготовке студентов медицинских вузов.

Список источников: 
  1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2006. 153 с.
  2. Ясько Б. А. Психология профессиональной деятельности. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. № 3. C. 71–81.
  3. Соловьева С. Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача. СПб. : СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2001. 54 с.
  4. Фабулова М. А. Формирование нравственного сознания студентов – будущих врачей средствами иностранного языка: учебно-методическое пособие. М. : Издательство Русско-американского университета, 2012. 87 с.
  5. Филоненко Н. М. Психологические аспекты становления личности будущего врача в условиях вузовского обучения // Высшее образование Украины в контексте интеграции к европейскому образовательному пространству: материалы VII Международной научно-практической конференции. Киев : Национальный университет имени Т. Г. Шевченко, 2012. С. 333–340.
  6. Васильков А. М., Василькова А. П. Формирование и развитие профессиональных качеств врачей // Ананьевские чтения – 2001: тезисы научно-практической конференции / под общ. ред. А. А. Крылова, В. Я. Якунина. СПб. : Издательство СанктПетербургского университета, 2001. C. 145–146.
  7. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учебное пособие для практических психологов. Кемерово : Кемеровский ОИУУ, 1996. 49 с.
  8. Герасимова Т. В. Взаимосвязь комплекса профессионально важных качеств врача с эффективностью профессиональной деятельности // Наукосфера. 2022. № 9 (2). С. 80–84.
  9. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.
  10. Лунина Н. А., Филозоп А. А. Учебная деловая игра в образовательном процессе подготовки врачастоматолога в медицинском вузе // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2018. С. 206–209.
  11. Фромм Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 1990. 115 с.
  12. Герасимова Т. В., Корнилова О. А. Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). С. 24–32. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogosoprovozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-professionalno-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh--vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (дата обращения: 19.09.2022).
Поступила в редакцию: 
28.02.2023
Принята к публикации: 
27.03.2023
Опубликована: 
30.06.2023