Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Овчарова Р. В. Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 74-77. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-74-77

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 14)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.647.5055.52:311.16

Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности

Авторы: 
Овчарова Раиса Викторовна, Курганский государственный университет
Аннотация: 

В статье рассмотрена актуальная проблема родительской толерантности как системного явления и одной из важных составляющих родительства. Исследование посвящено установлению особенностей психологического содержания родительской толерантности при воспитании дошкольников и младших школьников (детский возраст). Новизна методологии заключается в применении системно-деятельностного подхода, а также использовании ряда авторских методик. Результаты: психологическое содержание родительской толерантности по отношению к воспитуемым в детском возрасте характеризует толерантного родителя с присущими ему осознанностью родительства, сформированностью позитивных родительских чувств и отношений, действенной коммуникативной толерантностью и демократическим стилем семейного воспитания. Тем не менее в его содержании обнаружены интолерантные тенденции. Ведущим в структуре родительской толерантности отцов и матерей детей дошкольников и младших школьников является эмоциональный компонент. Родительская толерантность отцов и матерей имеет сходство и различия. Вывод: особенности родительской толерантности обусловлены возрастом детей. Психологическое содержание, состав и соотношение компонентов структуры родительской толерантности отцов и матерей идентичны. Однако степень выраженности их проявлений различна, что обусловлено полоролевой спецификой родительства и гендерными особенностями родителей.

Список источников: 
  1. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. 119 с.
  2. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность : методическое пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, СПб МАПО, 1998. 24 с.
  3. Бондырева С. К. Толерантность. Введение в проблему. М. ; Воронеж : Модек, 2003. 238 с.
  4. Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия // Эпоха толерантности : научно-публицистический вестник. 2001. Т. 2. С. 90-91.
  5. Овчарова Р. В. Психологическая структура родительской толерантности // Психологическавя наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 122-123. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230412
  6. Овчарова Р. В. Корреляционное исследование родительской толерантности // Общество : социология, психология, педагогика. 2018. № 7. С. 46–50.
  7. Mondak J., Sanders M. Tolerance and intolerance, 1976–1998 // American Journal of Political Science. 2003. Vol. 47 (3). P. 492–502.
  8. Rostad W. L., Whitaker D. J. The Association Between Reflective Functioning and Parent. Child Relationship Quality // Journal of Child Family Studies. 2016. Vol. 25 (7). P. 2164–2147. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-016-0388-7
  9. Stern J. A., Borelli J. L., Smiley P. A. Assessing parental empathy : A role for showed empathy in child attachment // Attachment and Human Development. 2015. Vol. 17 (1). P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/1466734.2014.969749
  10. Овчарова Р. В. Психология родительства : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
  11. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / ред. сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2001. 672 с.
Поступила в редакцию: 
30.11.2020
Принята к публикации: 
20.12.2020
Опубликована: 
31.03.2021