Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Пантелеев А. Ф. Проблема сравнительной оценки картин, созданных художником и сгенерированных нейросетью // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 326-330. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-326-330, EDN: QFUZHO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 20)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:78
EDN: 
QFUZHO

Проблема сравнительной оценки картин, созданных художником и сгенерированных нейросетью

Авторы: 
Пантелеев Александр Федорович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Роль искусства в жизни общества состоит в трансляции гуманитарных ценностей. Создатель подлинно творческого произведения способен при взаимодействии с миром воспринимать и воплощать в своих трудах то, чего может и не быть в статистике и, вероятно, будет актуальным для человечества в будущем. Теоретический анализ. Согласно имеющимся данным агрегированные нейросетью и написанные художником картины не различаются субъектами. В данной статье реализуется деятельностный подход к оценке различия таких картин. В основе лежит решение испытуемым задачи, связанной с выявлением указанного различия, которое состоит в способе «перевода» замысла картины из символического кода в образный, объективации отношения художника к миру, трансляции таким способом гуманитарных ценностей. Эмпирический анализ. В ходе эмпирического исследования проводилось попарное сравнение картин, в качестве критерия предлагалось сравнение на основе возможной успешности передачи отношения художника к миру. Заключение. Предварительно констатировано, что различение написанных художником и сгенерированных нейросетью картин в условиях решения испытуемым новой для него задачи выявления успешности передачи проблематично.

Список источников: 
  1. Визильтер Ю. В. «Сильный» искусственный интеллект – наследник человечества. Часть 1 // Научная Россия. Вып. 29.01.2020. URL: https://scientificrussiaru/articles/silnyj-iskusstvennyj-intellekt-naslednikchelovechestva  (дата обращения: 05.02.2023).
  2. Мережковский Д. С. Воскресшие боги Леонардо да-Винчи. М. : Художественная литература, 1990. 640 с.
  3. Мандельштам О. Э. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. М. : Альфа-книга, 2017. 1182 с.
  4. Smallwood J., Schooler J. W. The science of mind wandering: empirically navigating the stream of consciousness // Annual Review of Psychology. 2015. Vol. 66. P. 487–518.
  5. Бернштейн Н. А. О построении движений. М. : Медгиз, 1947. 254 с.
  6. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М. : Республика, 1995. 400 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. 235 с.
  8. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М. : Педагогика, 1982. 176 с.
  9. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие. М. : КДУ, 2009. 190 с.
  10. ГуроваЛ. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж : Издательство Воронежского университета, 1976. 327 с.
  11. Uittenhove K., Jeanneret S.,Vergauwe E. From LabTesting to Web-Testing in Cognitive Research: Who You Test is More Important than how You Test // Journal of Cognition. 2023. Vol. 6, iss. 1. P. 1–17. https://doi.org/10.5334/joc.259
  12. Gangadharbatla H. The Role of AI Attribution Knowledge in the Evaluation of Artwork // Empirical Studies of the Arts. 2021. Vol. 40, iss. 2. P. 125–142. https://doi.org/10.1177/0276237421994697
  13. Лотман Ю. М. О природе искусства // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М. : Гнозис, 1994. С. 432–438.
Поступила в редакцию: 
06.03.2023
Принята к публикации: 
09.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023