Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Линченко А. А. ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 24-29. DOI: 10.18500/1819-7671-2014-14-4-24-29

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 17)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

Авторы: 
Линченко Андрей Александрович, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: 

Статья  посвящена  особенностям  рассмотрения  проблемы 
исторического  сознания  молодежи  в  современной  немецкой 
философии;  анализируются  основные  модели  исторического 
сознания молодежи, сложившиеся в немецкой философии и со-
циально-гуманитарном знании в конце XX – начале XXI в. Про-
изведен сравнительный анализ статических и динамических мо-
делей; подчеркивается, что проблема исторического сознания 
молодежи  имеет  приоритетное  значение  среди  современных 
исследований  исторического  сознания.  Историческое  созна-
ние молодежи из отдельного аспекта изучения исторического 
сознания начинает превращаться в самостоятельное понятие. 
Важнейшей особенностью всех попыток философского осмыс-
ления феномена исторического сознания молодежи в ФРГ явля-
ется тесная связь с педагогикой и шире – дидактикой истории. 
Ориентация  на  нарративный  подход  в  понимании  сущности, 
структуры  и  особенностей  трансформации  исторического  со-
знания  способствовала  гносеологизации,  психологизации  из-
учения исторического сознания молодежи, а также стремлению 
рассматривать его, прежде всего, в индивидуальном контексте.

Список источников: 

1.   Jeismann K.-E. Geschichtsbewu?tsein als zentrale Ka-
tegorie der Geschichtsdidaktik // Geschichtsbewu?tsein 
und historisch-politisches Lernen / G. Schneider (Hrsg.). 
Pfaffenweiler, 1988. S. 1–26.
2.   Pandel H.-J. Geschichtlichkeit und Gesellschaftlichkeit 
im Geschichtsbewusstsein. Zusammenfassendes Resu-
mee empirischer Untersuchungen // Geschichtsbewusst-
sein empirisch / Bodo von Borries (Hrsg.). Pfaffenweiler, 
1991. S. 3–15.
3.   Borries B. von. Geschichtslernen und Geschichtsbewusst-
sein. Empirische Erkundungen zu Erwerb und Gebrauch 
von Historie. Sttutgart, 1988. 256 s.
4.   Линченко А. А. Проблема исторического сознания в 
философии и теории истории Йорна Рюзена // Изв. 
Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. 
Педагогика. 2013. Т. 13., вып. 4. С. 22–27. 
5.   Youth and history : a comparative european survey on 
historical consciousness and political attitudes among 
adolescents : in vol. A, B. / eds. M. Angvik, von B. Bor-
ries. Vol. A: Description. Hamburg, 1997. 482 p.
6.   Polkinghorne D. Narrative Psychology and Historical 
Consciousness: Relationships and Perspectives // Nar-
ration,  identity  and  historical  consciousness  /  ed.  by 
J. Straub. L., 2005. P. 3–23.
7.   Straub  J.  Telling  stories,  making  history.  toward  a 
narrative psychology of the historical construction of 
meaning // Narration, identity and historical conscious-
ness. L., 2005. P. 44–99.8.   Kolbl C., Straub J. Historical consciousness in Youth. 
Theoretical  and  exemplary  empirical  analyses  //  Fo-
rum  qualitative  sozialforschung.  2001. Vol.  2,  №  3. 
September.  URL:  http://www.qualitative-research.net/
fqs-texte/3-01/3-01koelblstraub-e.htm (дата обращения: 
12.05.2012).
9.   Kolbl  C.  Geschichtsbewu?tsein  im  Jugendalter. 
Grundzuge einer Entwicklungspsychologie historischer 
Sinnbildung. Bielefeld, 2004. 389 s.
10.  Erfahrung und Geschichte : historische sinnbildung im 
pranarrativen / ed. by Th. Breyer, D. Creutz. Berlin ; 
N.Y., 2010. 372 s.