Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Фролова С. В. Позитивное психологическое консультирование: теоретические начала и методологические основания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 427-439. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-4-427-439

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9.07

Позитивное психологическое консультирование: теоретические начала и методологические основания

Авторы: 
Фролова Светлана Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье обосновывается актуальность для разработки новой творческой модели позитивного психологического консультирования, фокусирующей внимание не столько на коррекционных, сколько на развивающих и профилактических задачах актуализации и преобразования ресурсов личности, оптимизации продуктивности и целостного потенциала человека, решение которых способствует преодолению нормативных трудностей, достижению значимых жизненных целей, реализации сокровенных ценностей и росту субъективного благополучия. Теоретическими началами и методологическими основаниями построения модели позитивного психологического консультирования служат постмодернистские парадигмальные представления о дополнительности научнопсихологического знания и конструктивизме в процессе его производства, идеи позитивного подхода в психотерапии, открытия в области позитивной психологии, положения системного и субъектного подходов к пониманию личностного развития, теория психологических отношений личности, концептуальные представления о значащих переживаниях, регулирующей функции вторичных образов, стремлении человека к поиску и реализации смысла жизни, типах жизненной направленности. Формулируются цели, задачи и методологические принципы позитивного психологического консультирования: психологической позитивности (как способности субъекта выбирать и создавать лучшее из реально возможного на пути своей самоактуализации и реализации жизненного замысла), психологического преобразования и психосинтеза, экосензитивности и самотрансцендентности, развития и креативности, целенаправленности и ресурсности, личностной и феноменологической уникальности, психотехнической вариативности и пластичности, позитивного взаимодействия и другие.

Список источников: 
  1. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / пер. с нем. М. : Институт позитивной психотерапии, 2006. 464 с.
  2. Краткосрочная позитивная психотерапия : в 2 ч. / предисл. и ред. Б. А. Бараша ; Ч. 1 : Ахола Т., Фурман Б. Терапия, фокусированная на решении / пер. с англ. Л. Б. Лариной ; Ч. 2 : Ялов А. М. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2000. 220 с.
  3. Селигман М. Новая позитивная психология : Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М. : София, 2006. 368 c.
  4. Леонтьев Д. А. Позитивная психология – повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 36–58.
  5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии : учебное пособие для вузов. 2-е изд., стер. М. : Академический проект : ОППЛ, 2003. 464 с.
  6. Berg I. K., Miller S. D. Working with the problem drinker : A solution-focused approach. New York : Norton, 1992. 242 p.
  7. Seligman M. Flourish : A visionary new understanding of happiness and well-being. New York : Free Press, 2011. 368 p.
  8. Аби-Хашем Н. Резильентность и культура : междисциплинарный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 4. C. 586–603. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-586-603
  9. Жижина М. В. Практикум по технологии формирования позитивного мышления (образовательная тренинговая программа «Оптимизм: искусство мыслить позитивно») : учебное пособие. Саратов : Издательский центр «Наука», 2019. 110 с.
  10. Эммонс Р. Психология высших устремлений : мотивация и духовность личности. М. : Смысл, 2004. 416 с.
  11. Фролова С.В. Сущностные характеристики и методика диагностики психологических типов любви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 439–448. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-439-448
  12. Розенова М. И. Позитивная психология в контексте проблем формирования психологической готовности населения к экстремальным ситуациям // Психология обучения. 2018. № 5. С. 134–141.
  13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 400 с.
  14. Позняков В. П. Психологические отношения человека : современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 2 (6). С. 6–30.
  15. Ломов Б.Ф. Системность в психологии : избранные психологические труды. М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЕК», 2003. 424 с.
  16. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. : Питер, 2001. 464 с.
  17. Фролова С. В. Апробация авторского теста и тренинга эмоциональной креативности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 471–477. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-4-471-477
  18. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. № 3. С. 105–124.
  19. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М. : Институт психологии РАН, 2007. 512 с.
  20. Бендлер Р. Руководство по изменению личности. М. : Эксмо, 2010. 208 с.
  21. Линде Н. Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия : чувство – образ – анализ – действие. М. : Генезис, 2016. 384 с.
  22. Александров А. А. Современное состояние патогенетической психотерапии // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2006. № 2. С. 8–16.
  23. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
  24. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
  25. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
  26. Гусельцева М. С. Парадигмы в психологии : историкометодологический анализ // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / под ред. А. Л. Журавлева, Т. В. Корниловой, А. В. Юревич. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 34–56.
  27. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 383 с.
  28. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Т. 3 : П–Р. М. : Русский язык ; Полиграфресурсы, 1999. 750 с.
  29. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2001. 240 с.
  30. Степанов С. С. Век психологии : имена и судьбы. М. : Эксмо, 2002. 592 с.
  31. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества : школа Я. А. Пономарева. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 145–283.
  32. Гулина М. А., Зинченко Ю. П. Консультативная психология. СПб. : Питер, 2018. 336 с.
  33. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. : Издательство «Институт психологии РАН» ; СПб. : Алетейя, 2003. 272 с.
  34. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта : исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. № 2. С. 5–18.
  35. Фролова С. В. Социально-психологическая концепция приверженности личности стране : дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2020. 504 с.
  36. Лейтц Г. Психодрама : теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М. : Прогресс, Универс, 1994. 352 с.
  37. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 426 с.
  38. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/
  39. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 448 с.
  40. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2020. 288 с.
  41. Лейбниц Г. В. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1982. Т. 1. 636 с.
  42. Спиноза Б. Этика. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. 336 с.
  43. Леонтович О. А. Понятие позитивной коммуникации : конститутивные признаки и дихотомии // Леонтович О. А., Гуляева М. А., Лунева О. В., Соколова И. С. Позитивная коммуникация / ред. О. А. Леонтович. М. : Генезис, 2019. 296 с.
Поступила в редакцию: 
26.09.2021
Принята к публикации: 
05.10.2021
Опубликована: 
24.12.2021