Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Иванов А. Г. ПОЛИТИКА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭКСПЛУАТАЦИИ ИДЕОЛОГИЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ МИФОВ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 13-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-13-18

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 50)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ПОЛИТИКА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭКСПЛУАТАЦИИ ИДЕОЛОГИЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ МИФОВ

Авторы: 
Иванов Андрей Геннадиевич, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал
Аннотация: 

объективации  социальной  мифологии.  Государство  предстает  в 
качестве медиатора, сглаживающего общественные противоречия 
при помощи идеологий, в основе которых лежат определенные со-
циальные  мифы.  Эксплуатация  идеологиями  социальных  мифов 
позволяет легче воздействовать на общественное сознание. Каж-
дое государство через господствующую в нём идеологию – фор-
мальную или неформальную, реализуя определенную программу 
развития, эксплуатирует какой-либо миф или совокупность мифов. 
Наиболее ярко это видно на примере так называемых классических 
идеологий: в основе либерализма лежит инновационное, прогрес-
сивное развитие, в основе консерватизма – устойчивое развитие, 
в основе социализма – целевое развитие. Квинтэссенцией вопло-
щения мифа в идеологии, эксплуатации идеологией мифа являет-
ся «глобальный миф», например миф о герое. «Глобальные мифы» 
воздействуют на общество, органично сочетая в себе два уровня 
социального мифа – «архаический» и «конъюнктурный»: восходят 
к древней архаике и могут умело использоваться правящей эли-
той. Автор задается вопросом о необходимости, с одной стороны, 
разоблачения деструктивных социально-политических мифов и, с 
другой стороны, использования потенциала конструктивных соци-
альных мифов для консолидации общества.

Список источников: 

1.   Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001. 
512 с.
2.   Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. 560 с.
3.   Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М., 
2007. 208 с.
4.   Коршунов Г. П. Место и роль социальной мифологии 
в структуре массового сознания. Минск, 2009. 208 с.
5.   Пленков О. Ю. Триумф мифа над разумом (немецкая 
история и катастрофа 1933 года). СПб., 2011. 608 с.
6.   Грицанов А. А. Идеология // Новейший философский 
словарь / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. Минск, 
2003. С. 405-406.

7.   Шварцмантель Д. Идеология и политика. Харьков, 
2009. 312 с.
8.   Барулин В. С. Социальная философия : учебник. М., 
2002. 560 с.
9.   Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М., 2002. 
256 с.
10.  Павленко В. Б. Мифы «устойчивого развития». «Гло-
бальное  потепление»  или  «ползучий»  глобальный 
переворот? М., 2011. 944 с.
11.  Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000. 224 с.
12.  Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М. ; Киев, 1997. 
384 с.
13.  Cultural  mythology  and  global  leadership  /  ed.  by 
E.  H.  Kessler  and  D.  J. Wong-MingJi.  Cheltenham  ; 
Northampton, 2010. 390 p.
14.  Дьяков А. В. Ролан Барт как он есть. СПб., 2010. 320 с.
15.  Барт Р. Мифология сегодня // Барт Р. Система Моды. 
Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 474-477.

Образец для цитирования:
Иванов А. Г. Политика как пространство эксплуатации идеологиями социальных мифов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. 
сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 13–18. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-13-18.