Для цитирования:
Науменко Ю. В., Паатова М. Э. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 229-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-229-236
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
В статье развивается социально-культурная концепция здоро-
вьеформирующего образования Ю. В. Науменко: уточняются
содержание, структура и уровни проявления социально-лич-
ностной жизнеспособности человека. Раскрывается педа-
гогическая модель М. Э. Паатовой процесса формирования
социально-личностной жизнеспособности на основе последо-
вательного предъявления специально организованных жизне-
утверждающих воспитательно-реабилитационных ситуаций.
Описана система принципов проектирования содержания и
организации воспитательно-реабилитационных ситуаций.
Фор мулируются законы применения разработанной модели
в реальной педагогической практике. Авторская педагогиче-
ская модель процесса формирования социально-личностной
жизнеспособности была успешно реализована по отношению
к подросткам с девиантным поведением в специальных учеб-
но-воспитательных учреждениях закрытого типа и в массо-
вой общеобразовательной школе в воспитательной работе с
обычными школьниками. Материал, представленный в статье,
может служить основанием для теоретических исследований
по формированию социально-личностной жизнеспособности у
детей и подростков, а также для разработки в образователь-
ной практике воспитательных систем, авторская педагогиче-
ская модель – методологическим ориентиром для реализации
требования Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования при проектировании про-
граммы духовно-нравственного развития, социализации и
воспитания обучающихся в начальной и основной школе.
1. Александрова Е. А., Кожакина С. О. Социокультур-
ные факторы становления социальной успешности
обучающихся // Проблемы образования в условиях
инновационного развития. 2014, № 1. С. 91–98.
2. Жизнеспособность человека : индивидуальные,
профессиональные и социальные аспекты / отв. ред.
А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М., 2016. 509 с.
3. Ильинский И. М. Образовательная революция. М.,
2002. 592 с.
4. Гурьянова М. П. Созидательная миссия социальной
педагогики в современном обществе // Педагогика.
Вопросы теории и практики. 2011. № 5. С. 36–44.
5. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующая функция об-
разовательного процесса в школе. Волгоград, 2008.
368 с.
6. Науменко Ю. В., Паатова М. Э. Социально-личност-
ная жизнеспособность подростков : психолого-педа-
гогическая коррекция // Народное образование. 2013.
№ 7. С. 249–257.
7. Казакова Е. И., Тряпицына А. И. Диалог на лестнице
успеха (Школа на пороге нового века). СПб., 1997.
160 с.