Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Куликова Т. И. Особенности психических состояний студентов в условиях режима самоизоляции накануне сессии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 178-183. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-2-178-183

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 16)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.99

Особенности психических состояний студентов в условиях режима самоизоляции накануне сессии

Авторы: 
Куликова Татьяна Ивановна, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Аннотация: 

Статья посвящена проблеме психических состояний студентов накануне сессии, находящихся в условиях режима самоизоляции. Приводятся результаты констатирующего эксперимента, проведенного среди студентов в период ограничительных мер в мае–июне 2020 г. Выборку составили 55 студентов, возраст – 19–22 года. Цель исследования – установление наличия связи между психическими состояниями студентов и вынужденными ограничительными мерами, в том числе связанными с учебой, оценка потенциального риска для психологического благополучия студентов. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что ситуация вынужденной самоизоляции является дополнительным фактором, обусловливающим снижение психической активности личности, что способствует проявлению невротических реакций и провоцирует ощущение одиночества. Исследование проводилось в онлайне, контрольная группа не формировалась. При статистической обработке данных с применением коэффициента корреляции r-Пирсона выявлена прямая отрицательная связь между переживанием одиночества (вынужденной самоизоляции) и снижением психической активации и интереса студентов, а также прямая положительная связь с состояниями тревожности, фрустрации и навязчивыми состояниями накануне сессии. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ психопрофилактики, психокоррекции и психолого-педагогического сопровождения студентов, вынужденных находиться в ограничительных условиях в связи с продолжительной болезнью, особыми возможностями здоровья, экстремальными ситуациями и, наконец, переходом на дистанционное образование.

Список источников: 
  1. Льдокова Г. М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом. Елабуга : Алмедиа, 2006. 160 с. 2. Соколов Г. А. Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии // Психолог. 2015. № 1. С. 28–43. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8701.2015.1.13888
  2. Кринчик Е. П. Экзамен и психика : восемьдесят лет спустя // Психология в вузе : научно-методический журнал. 2009. № 2. С. 29–39.
  3. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учебное пособие для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов. СПб. : Питер, 2006. 256 с.
  4. Арбузова Е. Н., Семакова А. И. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции // Вестник Санкт Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 218-226.
  5. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. № 2. С. 152–157.
  6. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2. С. 42–52.
  7. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. 304 c.
  8. Руслякова Е. Е., Голубь А. А., Киселева Ю. П. Особенности нервно-психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. С. 69. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN320.pdf (дата обращения: 17.01.2021).
  9. Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 49. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (дата обращения: 17.01.2021).
Поступила в редакцию: 
24.01.2021
Принята к публикации: 
15.03.2021
Опубликована: 
30.06.2021