Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Тетюев Л. И. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 44-50. DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-44-50

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Авторы: 
Тетюев Леонид Иванович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье анализируются варианты трансформации европейской трансцендентальной философии, осуществляемой в контексте современного обращения к классическим проблемам онтологии. Интерес к онтологии обусловливается критическим переосмыслением классического трансцендентализма. Мюнхенская школа трансцендентальной философии (Ф. Бадер, Р. Лаут, П. Роос) в конце XX в. явилась вершиной развития классической и неклассической трансцендентальной систематики. Ее ядром являются методологические программы теологического и феноменологического «последнего» обоснования и «самосознания», ориентированные на дуальную модель «событийной онтологии», расширяющейся на область природы, и на «онтологию первого лица». В исследовании выявлена общая тенденция современной онтологии субъективности, которая опирается на учение об интерперсональности как идеально-реальной данности. Она выступает своего рода источником критической рефлексии послегегелевского, пострационального мышления, дистанцированного всецело от метафизической проблематики.

Список источников: 

1. Белов В. Н. С. Н. Трубецкой и немецкое неокантианство: проблема идеализма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2014. № 2. С. 3–14.
2. Тетюев Л. И. Язык, интерсубъективность, рефлексия : особенности «лингвистической парадигмы» К.-О. Апеля // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 49–52.
3. Habermas J. Wege der Detranszendentalisierung. Von Kant zu Hegel und zuruck // Habermas J. Wahrheit und Rechtfertigung. Philosophische Aufsatze. Frankfurt/M., 2004. S. 186–229.
4. Winter St. Heideggers Bestimmung der Metaphysik. Freiburg ; Munchen, 1993. 261 S.
5. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 2006. 445 S.
6. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному : новая онтология XX века. М., 1997. 495 c.
7. Cramer K. Metaphysik und Erfahrung in Kants Grundlegung der Ethik // Kant in der Diskussion der Moderne. Frankfurt/M., 1996. S. 280–325.
8. Kant in der Diskussion der Moderne. Frankfurt/M., 1996. 590 S.

9. Лаут Р. Трансцендентальная позиция Мюнхенской школы // Реферативный журн. Общественные науки за рубежом. Сер. 3. Философия. 1992. № 5. С. 25–44.
10. Bader F. Fichtes Philosophie als Fortfuhrung Kants und als Ruckkehr zu Augustinus // Natur, Freiheit und Gnade im Spannungsfeld von Augustinus und Kant. Eichstatt ; Ingolstadt, 2010. URL: http: //www.ku-eichstaett.de/ Fakultaeten/THF/philosophie/aktuelles.de (дата обращения: 12.12. 2014).
11. Wundt M. Die deutsche Schulphilosophie im Zeitalter der Aufklarung. Hildesheim, 1964. 346 S.
12. Длугач Т. Б. И. Кант : от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990. 130 c.
13. Лаут Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом Инквизиторе» // Вопр. философии. 1990. № 1. C. 70-76.
14. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. 447 с.
15. Lauth R. Descartes’ Konzeption des Systems der Philosophie. Stuttgart. Bad Cannstatt, 1998. 227 S.
16. Громыко Н. Мюнхенская школа трансцендентальной философии : методологический аспект // Кентавр. 1995. № 1. С. 33–34.
17. Rohs P. Feld–Zeit–Ich. Entwurf einer feldtheoretischen Transzendentalphilosophie. Frankfurt/M., 1996. 290 S.
18. Орлов М. О. Этика дискурса как основа стратегий социализации в глобализирующемся мире // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 54–59.

Поступила в редакцию: 
12.05.2015
Принята к публикации: 
22.06.2015
Опубликована: 
30.09.2015