Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Булгаков В. В. Оценка утрачивания курсантами практических умений и навыков выполнения аварийно-спасательных работ и методика их восстановления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 463-467. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-463-467

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 39)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.146

Оценка утрачивания курсантами практических умений и навыков выполнения аварийно-спасательных работ и методика их восстановления

Авторы: 
Булгаков Владислав Васильевич, Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Аннотация: 

В статье рассматриваются вопросы подготовки курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России в области проведения аварийноспасательных работ и пожаротушения. Впервые акцентировано внимание на проблему, связанную с постепенным утрачиванием курсантами к выпускному курсу профессионально-прикладных практических умений и навыков, физических и психологических качеств после окончания изучения на 1 и 2-м годах обучения дисциплины «пожарно-строевая подготовка», формирующей базовые умения и навыки работы пожарных. Цель исследования заключалась в оценке степени утрачивания полученных ранее профессионально-прикладных умений и навыков и разработке методики практической подготовки, позволяющей формировать и поддерживать на протяжении всего периода обучения практические умения и навыки, физические и психологические качества, необходимые для выполнения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Для решения исследовательских задач использовались методы наблюдения и педагогический эксперимент, а также статистические методы обработки его результатов. Педагогический эксперимент подтвердил факт утрачивания выпускниками профессионально-прикладных умений и навыков выполнения базовых пожарно-строевых нормативов, необходимых молодому офицеру для выполнения профессиональных задач в должности начальника пожарно-спасательного караула. Для решения поставленной проблемы подготовки курсантов и снижения адаптационного периода выпускников к профессиональной деятельности предложена новая методика практической подготовки, которая позволяет формировать и поддерживать на протяжении всего периода обучения практические умения и навыки, физические и психологические качества, необходимые для выполнения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. 

Список источников: 

1. Белорожев О. Н. Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 98-102.

2. Ермилов А. В., Смирнов В. А., Кнутов М. С. Развитие интеллектуальной составляющей управленческой компетентности начальника караула пожарно-спасательной части // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 3 (73). С. 178-185.

3. Никитенко Н. А. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных // Чрезвычайные ситуации : промышленная и экологическая безопасность. 2016. № 4 (28). С. 33-39.

4. Соколов Е. Е., Легошин М. Ю., Чистяков И. М., Никишов С. Н. Обоснование тестов и критериев профессионально-прикладной физической и психической подготовленности пожарных-газодымозащитников. Иваново : Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. 94 с.

5. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=690152#0... (дата обращения: 28.09.2019).

6. Григоренко Д. Н., Бондаренко К. К., Шилько С. В. Анализ кинематических параметров движений в упражнении «подъем по штурмовой лестнице на четвертый этаж учебной башни» // Российский журнал биомеханики. 2012. Т. 16, № 2 (56). С. 95-106.

7. Булгаков В. В. Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 105-120.