Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Мархинин В. В. Наука и власть в политической философии Ф. Бэкона: от реформаторства к социальной критике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 144-148. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-2-144-148, EDN: VXMXME

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
1(091)+141.3
EDN: 
VXMXME

Наука и власть в политической философии Ф. Бэкона: от реформаторства к социальной критике

Авторы: 
Мархинин Василий Васильевич, Сургутский государственный университет
Аннотация: 

Введение. В статье исследуется эволюция взглядов Бэкона на взаимоотношения государственной власти и науки. Выявляются три основных этапа в развитии бэконовской концепции социальных задач научного знания. Теоретический анализ. В начальный период своего философского творчества (1580–1590 гг.) Бэкон формулирует инструменталистский взгляд на науку: ее задача состоит в укреплении могущества государства; правителям следует преодолеть иллюзии относительно алхимии и оказывать покровительство естествоиспытателям и изобретателям. Этот взгляд Бэкон пропагандирует, используя различные средства. Неудачи в этих начинаниях становятся стимулом к созданию новой этико-теологической концепции взаимоотношений науки и власти, объясняющей неизбежность ценностных противоречий в деятельности властителей и ученых. Эти идеи Бэкон не решается излагать в трудах, предназначенных для печати, и возвращается к их обсуждению в «Новой Атлантиде». Заключение. Бэконовская концепция отношений науки и власти развивается параллельно с его общественно-политической деятельностью и под влиянием его политического опыта. Зарождается она как программа реформы науки; затем, в ходе осмысления попыток реализации этой программы, трансформируется в этико-теологическую концепцию, а далее –в социально-критический анализ утопической повести. 

Список источников: 
  1. Bacon F. The works of Francis Bacon, Baron of Verulam, Viscount St. Alban, and Lord High Chancellor of England. Including all his occasional works: in 14 vols. London : Longman, 1862. Vol. 8, pt. 1. 431 p.
  2. Bacon F. The works of Francis Bacon, Baron of Verulam, Viscount St. Alban, and Lord High Chancellor of England. including all his occasional works: in 14 vols. London : Longman, 1874. Vol. 7. 631 p.
  3. Farrington B. The philosophy of Francis Bacon: an essay on its development from 1603-1609, with new translations of fundamental texts. Chicago : University of Chicago Press, 1966. 139 p.
  4. Gilbert H. Queene Elizabethes achademy. London : Pub. for the Early English text society, by N. Trubner & co., 1869. 154 p.
  5. Campbell J. S. The Alchemical Patronage of Sir William Cecil, Lord Burghley. Victoria, University of Wellington, 2009. 180 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41336603.pdf (дата обращения: 27.01.2023).
  6. Сокулер З. А. Проблема индукции как проблема религиозного и нравственного возрождения в учении Фр. Бэкона о методе // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 89-99. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-89-99
  7. Bacon F. The Works of Francis Bacon: in 15 vols. Boston : Houghton, Mifflin and company, 1900. Vol. 6. 450 p.
  8. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М. : Мысль, 1972. Т. 2. 582 с.
Поступила в редакцию: 
09.02.2023
Принята к публикации: 
27.03.2023
Опубликована: 
30.06.2023