Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шимельфениг О. В. МОЖНО И НУЖНО ЛИ ОБУЧАТЬ ТВОРЧЕСТВУ? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 365-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-365-370

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 49)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

МОЖНО И НУЖНО ЛИ ОБУЧАТЬ ТВОРЧЕСТВУ?

Авторы: 
Шимельфениг Олег Владимирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В работе обсуждаются негативные последствия современной техногенной цивилизации с установкой на овладение природой, превращение её в предметы потребления, что ведет к неконтро- лируемым изменениям как природной среды, так и инфраструктур человеческой деятельности, которые отрицательно влияют на человеческую жизнь и условия существования. Сохраняется приоритет технологических инженерных решений, которые стро- ятся на основе традиционной системы обучения. В системе современного образования медленно исправляется перекос в сторону естествознания и теоретического характера изучаемого материала; недостаточно учитывается фактор взрывного роста знаний по различным дисциплинам при ограниченности сроков обучения; неэффективно формируется творческая компонента личности, без развития которой невозможно решать перечисленные проблемы. Новизна исследования состоит в том, что с помощью сюжетно-игровой методологии, опирающейся как на древние духовные традиции, так и на современные философские, психологические и педагогические разработки, предлагается решать указанные проблемы через: формирование представления о целостности мира; воспитание ответственности и способности коммуницировать в многополюсной культуре; умение совмещать гибкость мышления с логической строгостью на основе философского подхода к жизни и познанию; обучение трансформации мира и пересотворение самого себя через игру. 

Список источников: 

1. Молодцова Е. Н. Тибет : сияние пустоты. М., 2001. 344 с.

2. Юлина Н. С. Обучение разумности и демократии : педагогическая стратегия «Философия для детей» // Вопр. философии. 1996. № 10. С. 32–45.

3. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978. 207 с.

4. Шимельфениг О.В. Живая Вселенная. Сюжетно- игровая картина мира. ХХI век : «САМОЗАВЕТ» или «САМОАПОКАЛИПСИС». Саратов, 2005. 688 с.

5. Гурин С.П. Игра. Спонтанность. Трансценденция // Реальность и субъект. 2001. Т. 5, № 2. С. 33–40.

6. Руднев В. Язык и смерть (Психоанализ и «картезианская» философия языка ХХ века). URL: http:// www.ruthenia.ru/logos/number/2000_1/2000_11.html (дата обращения: 28.06.2017).

7. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. 443 с.

8. Шимельфениг О. В. К истории создания технологии проблемно-деловой игры в Саратове // Города региона : культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего : Материа- лы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2003. С. 136–138.

9. Что есть реальность? Беседы о реальности : Саратовская интеллигенция в «INTELLECT GAME SESSION» / руководители проекта, сост. и ред. О. В. Шимельфениг, Л. Я. Солодовниченко. Саратов, 2009. 680 с.

10. Курдыбайло Д. С. Забавы, милые богам… О диа- лектике игры в диалогах Платона. URL: http://www. plato.spbu.ru/SUMMERSCHOOL/summerschool5/05- Kurdybaylo.htm (дата обращения: 28.06.2017).