Для цитирования:
Савельева О. Е. Методы преодоления как новая парадигма процессов коррекции поведения и личных качеств школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 236-240. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-236-240, EDN: XXXUSQ
Методы преодоления как новая парадигма процессов коррекции поведения и личных качеств школьников
Введение. Многие образовательные системы признают важность развития у молодого поколения навыка бесконфликтной коммуникации, основанного на толерантности или умении принимать других, не осуждая. Статистика свидетельствует о наличии большого количества теоретических работ, посвященных формированию толерантности. Однако психологи фиксируют рост агрессии и конфликтности в российском обществе. Проблема, по мнению автора, не в содержательном компоненте формирования личности (поскольку он тщательно проработан и нравственно релевантен), а в применяемых школой методах. Теоретический анализ. Проводя компаративный анализ методов влияния на поведение школьников, автор отмечает односторонность тех, что применяются в России. Все они относятся к парадигме «воспитание». Между тем зарубежные школы для коррекции поведения применяют не только воспитательные методы, но и методы обучения, например, стратегиям совладания (дыхательным, медитативным и т.п.). Заключение. Обосновывается авторская мысль о том, что педагогическая парадигма формирования личности должна включать в себя не только методы воспитания, но и методы преодоления (например, стресс и другие негативные эмоции). Предлагается классификация методов преодоления на бихевиористские, аутотренинговые и коммуникационные на основе механизма и агента влияния.
- Ульянчикова А. Е. Развитие гибких навыков (soft skills) у подростков в учреждениях дополнительного образования // Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. Вып. 22. С. 141–150.
- Владыкина Т. Психологи: Россияне стали злее, наглее и конфликтнее // Российская газета (Федеральный выпуск). 2013. 9 дек.
- Бескровных А. Н. Рабочая программа воспитания в школе 2022. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2022/09/04/rabochayaprogramma-vospitaniya-v-shkole (дата обращения: 15.08.2023).
- Kawakami K., Dunn E., Karmali F., Dovidio J. F. Mispredicting Affective and Behavioral Responses to Racism // Science. 2009. Vol. 323, № 5911. P. 276–278. https://doi.org/10.1126/science.1164951
- Казакова Т. А. Медитативные практики как средство реабилитации осужденных: отечественный и зарубежный опыт // Антропогогика. 2022. № 3 (7). С. 123–133.
- Захаркин Д. Д. Медитативная техника как метод повышения психологической устойчивости и здоровья экстремальных психологов // Психология обучения. 2017. № 7. С. 45–51.
- Давудова З. С. Саногенное мышление как технология саморегуляции педагога: от аффирмации к педагогике ненасилия // Учитель на все времена: материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 11 апреля 2011 г.) / под ред. А. Г. Козлова, В. Г. Маралова, Р. Ш. Маликова. СПб. : НОУ «Экспресс», 2011. С. 96–100.
- Шелестюк Е. В., Галущак М. В. Особенности аффирмаций как способа речевого воздействия // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1 (52). С. 110–116.