Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Савельева О. Е. Методы преодоления как новая парадигма процессов коррекции поведения и личных качеств школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 236-240. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-236-240, EDN: XXXUSQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.5.015.3
EDN: 
XXXUSQ

Методы преодоления как новая парадигма процессов коррекции поведения и личных качеств школьников

Авторы: 
Савельева Ольга Евгеньевна, Смоленский государственный университет
Аннотация: 

Введение. Многие образовательные системы признают важность развития у молодого поколения навыка бесконфликтной коммуникации, основанного на толерантности или умении принимать других, не осуждая. Статистика свидетельствует о наличии большого количества теоретических работ, посвященных формированию толерантности. Однако психологи фиксируют рост агрессии и конфликтности в российском обществе. Проблема, по мнению автора, не в содержательном компоненте формирования личности (поскольку он тщательно проработан и нравственно релевантен), а в применяемых школой методах. Теоретический анализ. Проводя компаративный анализ методов влияния на поведение школьников, автор отмечает односторонность тех, что применяются в России. Все они относятся к парадигме «воспитание». Между тем зарубежные школы для коррекции поведения применяют не только воспитательные методы, но и методы обучения, например, стратегиям совладания (дыхательным, медитативным и т.п.). Заключение. Обосновывается авторская мысль о том, что педагогическая парадигма формирования личности должна включать в себя не только методы воспитания, но и методы преодоления (например, стресс и другие негативные эмоции). Предлагается классификация методов преодоления на бихевиористские, аутотренинговые и коммуникационные на основе механизма и агента влияния.

Список источников: 
  1. Ульянчикова А. Е. Развитие гибких навыков (soft skills) у подростков в учреждениях дополнительного образования // Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. Вып. 22. С. 141–150.
  2. Владыкина Т. Психологи: Россияне стали злее, наглее и конфликтнее // Российская газета (Федеральный выпуск). 2013. 9 дек.
  3. Бескровных А. Н. Рабочая программа воспитания в школе 2022. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2022/09/04/rabochayaprogramma-vospitaniya-v-shkole (дата обращения: 15.08.2023).
  4. Kawakami K., Dunn E., Karmali F., Dovidio J. F. Mispredicting Affective and Behavioral Responses to Racism // Science. 2009. Vol. 323, № 5911. P. 276–278. https://doi.org/10.1126/science.1164951
  5. Казакова Т. А. Медитативные практики как средство реабилитации осужденных: отечественный и зарубежный опыт // Антропогогика. 2022. № 3 (7). С. 123–133.
  6. Захаркин Д. Д. Медитативная техника как метод повышения психологической устойчивости и здоровья экстремальных психологов // Психология обучения. 2017. № 7. С. 45–51.
  7. Давудова З. С. Саногенное мышление как технология саморегуляции педагога: от аффирмации к педагогике ненасилия // Учитель на все времена: материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 11 апреля 2011 г.) / под ред. А. Г. Козлова, В. Г. Маралова, Р. Ш. Маликова. СПб. : НОУ «Экспресс», 2011. С. 96–100.
  8. Шелестюк Е. В., Галущак М. В. Особенности аффирмаций как способа речевого воздействия // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1 (52). С. 110–116.
Поступила в редакцию: 
17.09.2023
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024