Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Андреева М. А. Методология применения нейросетевых технологий в изобразительном искусстве современных художников Китая // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 105-109. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-2-105-109, EDN: HVWWHQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 23)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[73/.76:004.032.26](510)
EDN: 
HVWWHQ

Методология применения нейросетевых технологий в изобразительном искусстве современных художников Китая

Авторы: 
Андреева Мария Алексеевна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Введение. Современные художники все чаще прибегают к новым способам создания произведений искусства – происходит постоянное внедрение нейросетевых программ и новых методик, что приводит к качественно новым результатам и новому художественному мышлению. В данном случае особо интересен опыт Китая, где на законодательном уровне внедряются разработки искусственного интеллекта в создание художественных работ. Теоретический анализ. Существуют несколько концепций, рассматривающих творчество и авторство в эпоху искусственного интеллекта. Исследователи сходятся на мнении, что сейчас мы находимся в эпохе соавторства с нейросетями, так как они могут привносить новые элементы в изначальный замысел художника. Китайские авторы активно используют ChatGPT, Midjourney и другие нейросети для разработки и усовершенствования своих идей. Заключение. Методология применения нейросетей обогащает творчество современных художников, но одновременно может стать угрозой для когнитивных способностей будущих авторов. 

Список источников: 
  1. Duester Emma. Chinese artists embrace artificial intelligence as a creative foil. URL: https://garlandmag.com/chinese-artists-artificial-intelligence/ (дата обращения 05.03.2025).
  2. Boden M. Artifi cial Intelligence: A Very Short Introduction. Oxford University Press, 2018. 168 p. https://doi.org/10.1093/actrade/9780199602919.001.000
  3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / пер. с англ. И. В. Соловьева, Г. Н. Поварова ; под ред. Г. Н. Поварова. 2-е изд. М. : Наука, Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.
  4. Хайдеггер М. Исток Художественного творения / пер. с нем. А. В. Михайлова. М. : Академический Проект, 2008. 528 с.
  5. Саден Эрик. Среди призраков: Рассуждение об эпохе метавселенной и генеративного искусственного интеллекта / пер. с фр. А. Захаревич. СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2025. 272 с.
  6. Хуэй Юк. Искусство и космотехника / пер. с англ. А. В. Смоляка ; под ред. В. А. Матвеенко. М. : АСТ, 2024. 384 с.
  7. Ren Lisha, Du Murui. From Canvas to Code: The Evolution of Generative Art in the AI Era // Proceedings of the 2nd International Conference on Art Design and Digital Technology, ADDT 2023. http://dx.doi.org/10.4108/eai.15-9-2023.2340877
  8. Wang Xin. I am Awake and My Body is Full of the Sun and the Earth and the Stars, I am Now Awake and I am an Immense Thing. URL: https://www.artnet.com/artists/wang-xin/i-am-awake-and-my-body-is-fullof... (дата обращения: 05.03.2025).
  9. CHILLCHILL2 Audio visional art performance “Awakened”. URL: https://www.chillchillshit.com/?pgid=m5qfqnfo-1dacdc33-4f88-4c33-be70-15... (дата обращения: 05.03.2025).
  10. Кейн Джеффри. Государство строгого режима. Внутри китайской цифровой антиутопии / пер. с англ. Д. Виноградова. М. : Индивидуум, 2024. 336 с. 
Поступила в редакцию: 
07.03.2025
Принята к публикации: 
22.04.2025
Опубликована: 
30.06.2025