Для цитирования:
Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности субъектов высшего образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 421-429. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-421-429, EDN: RZMGFO
Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности субъектов высшего образования
Введение. Проблема адаптационной готовности обучающихся находится в состоянии активной разработки и поиска методологических основ исследования. Необходимо выявить научный потенциал наиболее применяемых методологических подходов в психологии к изучению адаптационной готовности личности. Теоретический анализ. Изучая адаптационную готовность как целостную систему, можно говорить о психофизиологической, психологической и социально-психологической адаптационной готовности. Адаптационная готовность участников образовательных отношений в рамках субъектного подхода характеризует субъекта как носителя не просто активности, а активности по интеграции различных психических образований, начиная с темперамента и завершая опытом приспособления в различных бытийных пространствах. Экопсихологический подход к исследованию адаптационной готовности субъектов образования позволяет выявить несоответствие требований среды и внутренних возможностей, преобразовать отношения в системе «личность – среда», провести рефлексию и сформировать адаптационную готовность на будущее. Заключение. Системно-структурный анализ способствует пониманию сложной и многоуровневой организации адаптационной готовности обучающихся. Субъектный подход акцентирует внимание на активности обучающихся в функционировании их адаптационной готовности. Экопсихологический подход направляет исследование на изучение условий и механизмов адаптационной готовности в системе «личность – образовательная среда».
- Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3 (11). С. 259–263. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-3-259-262
- Вагапова А. Р., Больбот Т. Л. Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15). С. 271–276. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-3-271-275
- Хмелькова О. В. Психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности учащихся на переходных этапах образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 76–79. https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.14
- Шаров А. А. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья: постановка проблемы // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2020. № 4 (70). С. 23–24. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/9182 (дата обращения: 24.09.2024).
- Шаров А. А., Хмелькова О. В. Адаптационная готовность студентов с овз и нормативно развивающихся сверстников на 1 курсе обучения (сравнительный контекст) // Мир педагогики и психологии. 2021. № 7 (60). С. 45–49.
- Иванчин С. А., Константинов В. В. Особенности адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 78–83.
- Григорьев А. В. Сравнительный анализ характеристик адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 451. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25934 (дата обращения: 24.09.2024).
- Усова Н. В. Теоретические основы оптимальной адаптационной готовности в ситуации миграции // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2017. № 7. С. 2540. URL: http://emissia.org/offline/2017/2540.htm (дата обращения: 24.09.2024).
- Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106–112. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-106-112
- Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 56–61. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
- Хмелькова О . В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого педагогические условия ее формирования: динамический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5, № 5. С. 60.
- Шаров А. А., Хмелькова О. В. Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 290–301. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.20
- Шамионов Р. М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 454–458. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-4-454-458
- Карпов А. В. Закономерности структурно-уровневой организации профессионально-важных качеств личности // Методология современной психологии : сборник. Вып. 7 / под ред. В. В. Козлова, А. В. Карпова, В. А. Мазилова, В. Ф. Петренко. М. ; Ярославль : ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2017. C. 145–160.
- Григорьева М. В. Психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности» // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 73–75.
- Сергиенко Е. А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М.: Институт психологии РАН, 2021. 279 с.
- Рябикина З. И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2. С. 78–87.
- Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М. ; СПб. : Психологический институт РАО, Нестор-История, 2014. 304 с.
- Знаков В. В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. М. : Институт психологии РАН, 2020. 365 c.
- Панов В. И. Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 100–117. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-100-117
- Капцов А. В., Панов В. И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 72–80. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120406
- Булатова Т. А., Капцов А. В., Колесникова Е. И. Особенности экопсихологических типов взаимодействия обучающихся с образовательной средой вуза в условиях цифровизации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 2 (26). С. 29–52.
- Панов В. И., Калинин И. В. Экопсихологический подход к анализу межсубъектных взаимодействий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 3 (840). С. 221–232. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_3_840_221
- Григорьева М. В. Адаптационные механизмыпроцесса социокультурной интеграции // Cоциокультурная интеграция и специальное образование. Саратов : Саратовский государственный университет, 2015. С. 37–42.