Для цитирования:
Котлованова О. В. Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 200-204. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-2-200-204
Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению ключевых методологических подходов к формированию представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста. Раскрывается специфика методологических подходов: личностно-ориентированного, ситуационно-деятельностного и ноксологического. Проанализирована результативность каждого из подходов на трех уровнях педагогического исследования: общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом. Выявлено, что личностноориентированный подход позволяет рассматривать ребенка с его индивидуальными качествами как лицо активное, имеющее волю и замысел и способного действовать самостоятельно в соответствии со знаниями, умениями, представлениями и нравственно-волевыми качествами, позволяющими принять решение и действовать адекватно при чрезвычайных ситуациях террористического характера. Ситуационно-деятельностный подход обеспечивает видение ребенка как личности, способной оценивать опасности и свои возможности, и осуществлять выбор безопасных действий гибко по ситуации с установкой на ответственный выбор стратегии поведения. Ноксологический подход позволяет учитывать актуальные изменения опасностей окружающего мира, показывает пути укрепления безопасности: знания, навыки в области идентификации опасностей террористического характера, снижения рисков ущерба; обеспечивает формирование мировоззрения ребенка – личности с философией, имеющей приоритет вопросов безопасности и приобретение знаний и навыков по обеспечению безопасности жизнедеятельности своей и окружающих. Формулируется вывод, согласно которому триединство подходов имеет основополагающие возможности для эффективного формирования представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при террористических угрозах и актах.
1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
2. Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. М. : МГИУ, 2000. 196 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.
4. Степанов С. С. Словарь-справочник воспитателя. М. : ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
5. Барышев Е. Е. Ноксология. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. 160 с.
6. Пупова Ю. А. Философия безопасности – мировоззренческая основа ноксологического развития человека // Перспективы Науки и Образования. Международный электронный научный журнал. 2015. № 2 (14). С. 25–28.