Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Феллер В. В. МЕСТО ВИЛЬГЕЛЬМА ФОН ГУМБОЛЬДТА В ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСТОРИЗМА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 49-52. DOI: 10.18500/1819-7671-2011-11-4-49-52

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

МЕСТО ВИЛЬГЕЛЬМА ФОН ГУМБОЛЬДТА В ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСТОРИЗМА

Авторы: 
Феллер Виктор Валентинович, Энгельсский промышленно-экономический техникум
Аннотация: 

Сравнительная антропология В. фон Гумбольдта стала важной
составляющей процесса формирования принципа немецкого
историзма. Параллельно с Ф. Шлегелем он обосновал онтоло-
гическое основание историзма и конкретизировал фихтевскую
идею развития. Его учение стало мостом между спекулятивными
исследованиями ранней романтики и историческим методом не-
мецкой исторической школы.

Список источников: 

1 См.: Рамишвили Г. В. От сравнительной антропологии к
сравнительной лингвистике // Гумбольдт. Язык и фило-
софия культуры. М., 1985. С. 310 – 311. Особое место
В. Гумбольдта в становлении немецкого идеализма и
историзма отмечал авторитетный биограф Гумбольд-
та Р. Гайм (см.: Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт.
Описание его жизни и характеристика. М., 1898.
С. 91, 130–131, 519– 520). И. Г. Дройзен даже назвал
его «Бэконом исторических наук» (см.: Дройзен И. Г.
Очерк историки. СПб., 2004. С. 457–458).
2 Гумбольдт В. План сравнительной антропологии //
Гумбольдт. Язык и философия культуры. С. 324–330.
3 См.: Гумбольдт В. О духе, присущем человеческому
роду // Там же. С. 343–345.
4 См.: Шлегель Ф. Трансцендентальная философия //
Ф. Шлегель. Соч.: в 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 440.
5 Гумбольдт В. О задаче историка // Гумбольдт. Язык и
философия культуры. С. 292–293, 296–299.
6 Там же. С. 293–294.
7 Обнаружить в себе «гармоничное изначальное» – вот
то, что несет в самом своем средоточии понятие духа.
Но именно в истории post factum гармонизуется чело-
веческая деятельность, обнаруживая в воспоминании
гармоничное духовное начало, т. е. действительность
как таковую, как форму всеобщей истории или то, что
«человек как бы творит мир, не зная об этом» (см.:
Шлегель Ф.Указ. соч. С. 440).
8 См.: Гумбольдт В. О задаче историка. С. 295–306.
9 Дильтей утверждает, что В. Гумбольдт и следовавшие
за ним мыслители «не смогли осознать взаимосвязь
между недавно сформировавшимися науками о духе,
проблемой критики исторического разума и построением
исторического мира в науках о духе» (см.: Дильтей В.
Построение исторического мира в науках о духе //
Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. М., 2004. Т. 3. С. 159).
10 Бурдах К. Ренессанс. Реформация. Гуманизм М., 2004.
С.198–199.
11 См.: Савельева И. М., Полетаев А. В. История и инту-
иция: наследие романтиков. М., 2003. С. 13–15, 18–19.