Izvestiya of Saratov University.

Philosophy. Psychology. Pedagogy

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Full text:
(downloads: 10)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article

Wilhelm Von Humboldt in the History of Historicism

Autors: 
Feller Victor Valentinovich, Engels Industrial and Economic College
Abstract: 

The comparative anthropology of Wilhelm Von Humboldt was an important element of the German Historicism formation. At the same time with Friedrih Schlegel, Humboldt substantiated the ontological basis of Historicism. He concretized the Fichte’s concept of development. His doctrine linked metaphysical researches of Early Romanticism and historical method of German historical school.

Reference: 

1 См.: Рамишвили Г. В. От сравнительной антропологии к
сравнительной лингвистике // Гумбольдт. Язык и фило-
софия культуры. М., 1985. С. 310 – 311. Особое место
В. Гумбольдта в становлении немецкого идеализма и
историзма отмечал авторитетный биограф Гумбольд-
та Р. Гайм (см.: Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт.
Описание его жизни и характеристика. М., 1898.
С. 91, 130–131, 519– 520). И. Г. Дройзен даже назвал
его «Бэконом исторических наук» (см.: Дройзен И. Г.
Очерк историки. СПб., 2004. С. 457–458).
2 Гумбольдт В. План сравнительной антропологии //
Гумбольдт. Язык и философия культуры. С. 324–330.
3 См.: Гумбольдт В. О духе, присущем человеческому
роду // Там же. С. 343–345.
4 См.: Шлегель Ф. Трансцендентальная философия //
Ф. Шлегель. Соч.: в 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 440.
5 Гумбольдт В. О задаче историка // Гумбольдт. Язык и
философия культуры. С. 292–293, 296–299.
6 Там же. С. 293–294.
7 Обнаружить в себе «гармоничное изначальное» – вот
то, что несет в самом своем средоточии понятие духа.
Но именно в истории post factum гармонизуется чело-
веческая деятельность, обнаруживая в воспоминании
гармоничное духовное начало, т. е. действительность
как таковую, как форму всеобщей истории или то, что
«человек как бы творит мир, не зная об этом» (см.:
Шлегель Ф.Указ. соч. С. 440).
8 См.: Гумбольдт В. О задаче историка. С. 295–306.
9 Дильтей утверждает, что В. Гумбольдт и следовавшие
за ним мыслители «не смогли осознать взаимосвязь
между недавно сформировавшимися науками о духе,
проблемой критики исторического разума и построением
исторического мира в науках о духе» (см.: Дильтей В.
Построение исторического мира в науках о духе //
Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. М., 2004. Т. 3. С. 159).
10 Бурдах К. Ренессанс. Реформация. Гуманизм М., 2004.
С.198–199.
11 См.: Савельева И. М., Полетаев А. В. История и инту-
иция: наследие романтиков. М., 2003. С. 13–15, 18–19.