Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Матюшина Н. В. Лингвокультурный аспект развития межкультурной компетенции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 330-335. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-4-330-335, EDN: WWXNNO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 13)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[81'1:008]+[811.111'243:378.091.3]
EDN: 
WWXNNO

Лингвокультурный аспект развития межкультурной компетенции

Авторы: 
Матюшина Наталия Владимировна, Московский городской педагогический университет
Аннотация: 

Введение. Современная методика преподавания иностранных языков нацелена на формирование и развитие межкультурной компетенции. Теоретический анализ. Анализ современного состояния лингвокультурологии подводит к выводу, что она является составной частью как лингвистики, так и лингводидактики. При этом значимость лингвокультурологического подхода в преподавании иностранных языков, отмеченная в отечественных научных трудах, нуждается в более дательной проработке. Большое количество отечественных трудов по лингвокультурологии посвящено методике преподавания русского языка как иностранного, однако применение результатов лингвокультурологических исследований в преподавании других языков, в частности английского, нельзя признать до конца описанным. Эмпирический анализ. Предложенный в данной работе комплекс упражнений с учетом лингвокультурлогических особенностей британского и американского социумов позволил улучшить межкультурную компетенцию обучающихся. Задания рассчитаны на уровень владения языка B2 и подразумевают выполнение в парах и группах по 4-5 человек. Заключение. Апробация разработанныхзаданий, прошедшая в осеннем семестре 2024bг. в МГПУ в рамках дисциплины «Практикум по межкультурной коммуникации (английский язык)» для магистрантов 1 курса направления «Педагогика», доказала успешность предложенной стратегии обучения студентов магистратуры педагогического направления.

Список источников: 
  1. Тарева Е. Г. Эволюция лингводидактики: от классического к постнеклассическому измерению // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания : материалы Второй науч.-практ. конф.: в 2 т. (Москва, 24–25 апреля 2015 г.). М. : Издво «МГИМО-Университет», 2015. Т. 2. С. 239‒244. EDN: VGMOYH
  2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М. : Русский язык, 1990. 246 с.
  3. Тарева Е. Г., Дорохова А. М. Современный межкультурный дискурс: статус в лингводидактике // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 1 (53). С. 124‒135. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.09, EDN: KQGBYP
  4. Барышников Н. В. Межкультурная и межэтническая коммуникация в новых цивилизационных условиях // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 3 (55). С. 165‒177. EDN: DIREPA
  5. Воронина Д. К. Контроль в методике формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 221‒225. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-221-225, EDN: JZORYW
  6. Железовская Г. И., Хижняк С. П. Содержание обучения межкультурному взаимодействию юристов в аспирантуре средствами английского языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 91‒95. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-91-95, EDN: BXIHLK
  7. Григорьева Е. Я., Черкашина Е. И. Становление лингвокультурологии как нового подхода к преподаванию языков и культур // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания: труды XXIV Междунар. науч.-практ. конф. (Будапешт, 17–18 мая 2019 г.). Будапешт : Российский центр науки и культуры в Будапеште, 2019. С. 250‒255. EDN: KWPVWQ
  8. Дигина О. Л. Влияние лингвокультурологического подхода на формирование межкультурной коммуникации в обучении иностранному языку // Lingua Mobilis. 2009. № 4 (18). С. 99‒105. EDN: MSXZFV
  9. Дейкина А. Д., Анисина Ю. В. Специфика культуроведчекого компонента профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 98‒102. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0023
  10. Шаклеин В. М. Современная парадигма лингвокультурологических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2003. № 1. С. 6‒12. EDN: IIRBFP
  11. Григорьева Е. Я., Черкашина Е. И. Реализация лингвокультурологического подхода к преподаванию романских языков в системе подготовки магистратуры // Rhema. Рема. 2019. № 3. С. 133‒147. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2019-3-133-147, EDN: HANDWQ
  12. Прохоров Ю. Е. Социокультурные аспекты изучения русского языка: новые условия, новые потребности, новые модели // Русский язык за рубежом. 2012. № 3 (232). С. 4‒10. EDN: OYSVJD
  13. Словарь лингвистических терминов / отв. ред. М. Л. Ковшова. М. : Гнозис, 2017. 192 с.
  14. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 4. С. 23‒28. EDN: PJOVBJ
  15. Языкова Н. В., Будникова А. А. Предметно-тематическое содержание учебника английского языка как международного для профильного университета с позиции поликультурного подхода // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 4 (56). С. 197‒210. https://doi.org/10.24412/2076-913X-2024-456-197-210
  16. Макарова Т. С., Матвеева Е. Е., Молчанова М. А., Морозова Е. А. Специфика проектной деятельности в обучении русскому языку как иностранному // Научное мнение. 2022. № 1-2. С. 111‒119. https://doi.org/10.25807/22224378_2022_1-2_111, EDN: SKLKZR
  17. Сулейманова О. А., Карданова К. С., Беклемешева Н. Н., Лягушкина Н. В., Яременко В. И. Практикум по культуре речевого общения : учебник для студентов учреждений высшего образования : в 2 т. М. : Академия, 2013. Т. 1. 240 с.
Поступила в редакцию: 
31.03.2025
Принята к публикации: 
22.09.2025
Опубликована: 
25.12.2025