Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Салов П. Ю. Личностный и социальный идеал согласно Поучениям преподобного Аввы Дорофея // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 167-171. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-167-171, EDN: FXYZZM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 45)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
27-36+929Авва Дорофей
EDN: 
FXYZZM

Личностный и социальный идеал согласно Поучениям преподобного Аввы Дорофея

Авторы: 
Салов Пётр Юрьевич, Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
Аннотация: 

Введение. Христианство, развивавшееся в особых исторических условиях на территории византийской Газы, постепенно сформировало в регионе уникальную школу духовного наставничества, связанную с именами выдающихся подвижников. Одновременно с этим развивалась и региональная аскетическая литературная традиция. Теоретический анализ. Дорофей Газский – выдающийся христианский учитель ранневизантийского периода – формулирует свой собственный критический взгляд на современные ему социальные нормы, природу человека и причины человеческих пороков, противопоставляя им образ жизни христианского аскета. Значительное внимание Авва Дорофей уделяет психологии духовного совершенствования, борьбе со страстями. В настоящей статье рассматриваются и обобщаются основные мотивы в поучениях Аввы Дорофея, посредством которых он определяет личностный и социальный идеал христианского подвижничества. Заключение. Формулируется вывод, согласно которому поучения преподобного Дорофея Газского направлены на формирование не только личностного, но и социального идеала, а монашество в его трактовке не является движением антисоциальным, оно должно способствовать становлению нового, справедливого сообщества, основанного на принципах коммунитаризма и литургического единства. Подчеркивается, что достижение данной цели не предполагает политического, силового или интеллектуального противостояния с внешним миром.

Список источников: 
  1. Болгов Н. Н. Ранневизантийская Газа в Палестине: город и его писатели // Античная древность и средние века. 2014. Т. 42. С. 38–52.
  2. Perrone L. Byzantine Monasticism in Gaza and in the Judean Desert: A Comparison of Their Spiritual Traditions // Proche-Orient Chrétien. 2012. Vol. 62, № 1/2. P. 6–22.
  3. Флоровский Г. В. Византийские отцы V–VIII вв.: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Минск : Издательство Белорусского экзархата, 2006. 337 с.
  4. Василий Великий. Творения: в 2 т. Т. 1: Догматикополемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М. : Сибирская Благозвонница, 2008. 750 с.
  5. Бернацкий М. М., иером. Дионисий (Шлёнов).Дорофей Газский // Православная энциклопедия. Т. XVI / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 32–43
  6. Курбанов А. В. Устройство палестинского монастыря и законодательство Юстиниана о монашестве (на примере монастыря аввы Серида) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 1 (222). С. 30–36.
  7. Палестинский Дорофей. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М. : Благовест, 2010. 415 с.
  8. Bitton-Ashkelon Β., Ḳofsḳi Α. The Monastic School of Gaza. Boston : Brill, 2006. 262 p.
  9. Агамбен Джорджо. Высочайшая бедность. Монашеские правила и форма жизни. М. : Издательство института Гайдара, 2020. 209 с.
  10. Логиновский С. С. Отвержение мира как практика изменения идентичности у аввы Дорофея // Дискурсология: методология, теория, практика. 2016. № 10. С. 112–122.
Поступила в редакцию: 
06.12.2023
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024