Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Духновский С. В. Карьерные предпочтения и профессионально-психологические типы студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 69-75. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-69-75

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 45)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.35.08

Карьерные предпочтения и профессионально-психологические типы студентов вузов

Авторы: 
Духновский Сергей Витальевич, Югорский государственный университет
Аннотация: 

В статье приводятся данные эмпирического исследования карьерных предпочтений и профессионально-психологических типов студентов в рамках решения вопроса планирования профессиональной карьеры выпускников вуза. На основании выраженности профессионально-психологических типов и карьерных предпочтений возможно описать актуальное и потенциальное направления развития карьеры. В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов высших учебных заведений, обучающиеся на управленческих специальностях (государственное и муниципальное управление, управление персоналом и менеджмент). В эмпирическом исследовании использовались авторская методика «Определение профессионально-психологического типа личности» и анкета «Карьерная готовность». На основании полученных данных нашло свое эмпирическое подтверждение предположение о том, что выраженность профессионально-психологических типов (руководитель, исполнитель, коммуникатор и генератор) и карьерных предпочтений (тип карьеры, профессиональные задачи и должностная готовность) является одним из индикаторов карьерной готовности студентов, которая предполагает актуальное и потенциальное направление развития карьеры выпускников вуза. Такое карьерное развитие предусматривает реализацию доминирующего профессионально-психологического типа (руководителя, исполнителя и генератора), профессиональных задач и должностной готовности в рамках предпочитаемого выпускниками типа карьеры (вертикальной и межорганизационной). Потенциальное направление карьерного развития выпускника вуза подразумевает соотношение карьерных предпочтений, релевантных профессионально-психологическому типу студента (руководителя и генератора).

Список источников: 
  1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2006. 240 с.
  2. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 92 с.
  3. Поваренков Ю. П. Уточненная характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 2. С. 4–26.
  4. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 1. С. 4–22.
  5. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М. : Институт психологии РАН, 2017. 262 с.
  6. Карпинский К. В., Гижук Т. В. Карьерная регуляция и профессиональная успешность личности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 3. С. 86–118.
  7. Кочнева Е. М. Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности. Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2012. 186 с.
  8. Лисовская Н. Б., Трощинина Е. А. Карьерная готовность выпускников педагогического вуза // Universum : Вестн. Герценовского ун-та. 2012. № 3. С. 43–50.
  9. Михайлова И. В., Кочетков И. Г. Карьерная готовность молодого специалиста : атрибутивный аспект // Общество : социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 55–56.
  10. Солянкина Л. Е. Психолого-организационные механизмы, обеспечивающие карьерную готовность выпускника вуза // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2017. № 4. С. 259–262.
  11. Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования // Вестн. КемГУ. 2012. № 3. С. 135–140.
  12. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста : автореф. дис. … канд. психол. наук. Владивосток, 2008. 24 с.
  13. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы). Курган : Издво Курганского гос. ун-та, 2018. 314 с.