Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Резвушкина С. А. К вопросу о месте мифологии техники в современных digital studies // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 282-286. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-282-286, EDN: CGHRQD

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.013.41
EDN: 
CGHRQD

К вопросу о месте мифологии техники в современных digital studies

Авторы: 
Резвушкина Софья Александровна, Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена философской рефлексии роли техники и технологий в бытии современного человека. Автор настоящей статьи выдвигает гипотезу, согласно которой техносфера подвержена мифологизации в той же степени, что и другие, эссенциально важные для человека. В этой связи актуализируется потребность исследовании процесса мифологизации техники. Теоретический анализ. Анализ историко-философского фундамента данной проблемы продемонстрировал, что существуют два подхода к коннотации технологических новаций – алармистский и прогрессистский. Они определяют дальнейший вектор мифологизации. Исследователи-алармисты мифологизируют технологии посредством негативного коннотирования, в то время как для прогрессистского подхода характерно позитивное отношение к технологизации всех сфер человеческого бытия. Эмпирический анализ. Дальнейшее исследование источников формирования метафизической надстройки технологий показало, что рефлексия техники сопряжена с чувственно-образным, иррациональным восприятием, характерным для мифологизации. Оно нашло свое отображение в художественном творчестве современного человека, эксплицирующем мифологические смыслы, сопряженные с восприятием технологий. Заключение. Существует потребность в изучении мифологии техники как самостоятельной области знания в контексте современных digital studies. Предлагается авторская дефиниция мифологии технологии, позволяющая более точно и комплексно очертить границы этого феномена. 

Список источников: 
  1. Артамонов Д. С. Цифровой поворот в исследованиях социальных мифов // После постпозитивизма: материалы Третьего Международного Конгресса Русского общества истории и философии науки (Саратов, 8–10 сентября 2022 г.) / под ред. И. Т. Касавина, И. Д. Невважая, Л. В. Шиповаловой, Д. С. Артамонова. М. : Русское общество истории и философии науки, 2022. С. 727–730.
  2. Платон. Избранные диалоги. М. : Художественная литература, 1965. 442 с.
  3. Митчем К. Что такое философия техники? М. : Аспект Пресс, 1995. 149 с.
  4. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. М. : АСТ ; Транзиткнига, 2005. 381 с.
  5. Ростова Н. Н. Мягкая сила постгуманизма. Что нам мешает мыслить по-русски? М. : Проспект, 2022. 184 с.
  6. Кутырев В. А. Последнее целование. Человек как традиция. СПб. : Алетейя, 2021. 312 с.
  7. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М. : АСТ, 2008. 408 с.
  8. Mosco V. The Digital Sublime. Myth, Power, and Cyberspace. Massachusetts : The MIT Press, 2005. 230 p.
  9. Барлоу Д. Декларация независимости киберпространства. URL: http://lab314.brsu.by/kmp-lite/kmp2/Net/Declaration/declaration.htm (дата обращения: 15.03.2023)
  10. Иванов А. Г., Полякова И. П. Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 1. С. 5–15.
  11. Барт Р. Мифологии. М. : Академический проект, 2021. 351 с.
  12. Азимов А. Я, робот. URL: https://asimovonline.ru/short-stories/khorovod/read/ (дата обращения: 06.03.2023).
  13. Пратчетт Т. Движущиеся картинки. М. : Эксмо, 2021. 480 с.
  14. Гейман Н. Американские боги. М. : АСТ, 2011. 640 с.
Поступила в редакцию: 
22.03.2023
Принята к публикации: 
09.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023