Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Трегубов В. Н. Использование технологий искусственного интеллекта для дистанционного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 222-227. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-2-222-227

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 8)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.14:004.853

Использование технологий искусственного интеллекта для дистанционного обучения

Авторы: 
Трегубов Владимир Николаевич, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Аннотация: 

 В статье описаны методы использования технологий распознавания голоса на основе искусственного интеллекта для совершенствования образовательного процесса в удаленном формате. Это особенно актуально в современных условиях дистанционного образования, вызванного эпидемией коронавируса. Предпринят анализ существующих подходов к исп ользованию технологий искусственного интеллекта в учебном процессе. Элементы искусственного интеллекта в специализированном программном обеспечении дают возможность сделать процесс обучения более современным и удобным как для обучающегося, так и для преподавателя. Одной из эффективных реализаций естественного пользовательского интерфейса является голосовой интерфейс, который распознает речь для понимания команд, а для ответов на вопросы преобразует текст в голос. Проведен аналитический обзор реализации специализированных приложений для ассистента Yandex, в котором голосовой интерфейс используется для совершенствования языковых навыков у детей. Описан алгоритм последовательного создания приложения для ассистента компании Google. Данное приложение задействует голосовые возможности и искусственный интеллект для организации обучения иностранному языку. Предлагаемое приложение может быть применено в дистанционном учебном процессе для обучения академическому английскому. Оно позволяет наращивать словарный запас, тренировать построение грамматически правильных научных выражений и запоминать шаблоны фраз научной лексики.

Список источников: 
  1. The Covid-19 pandemic: shocks to education and policy responses. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/ (дата обращения: 10.10.2020). 2. Quality Education for all during Covid-19. URL: https://hundred.org/en/collections/quality-education-for-allduring-coron... (дата обращения: 24.03.2020).
  2. Manage teaching and learning with Classroom. URL: https://classroom.google.com/h (дата обращения: 24.03.2020).
  3. Microsoft Customer Story-STEM learning at scale: Using Microsoft Teams and AI for a more humanistic education. URL: https://customers.microsoft.com/enus/story/ (дата обращения: 24.06.2020).
  4. How software that learns as it teaches is upgrading Brazilian education. URL: https://www.theguardian.com/ (дата обращения: 24.06.2020).
  5. Добрица В. П., Горюшкин Е. И. Применение интелектуальной адаптивной платформы в образовании // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (21). С. 86–92.
  6. Berdasco, Lopez, Diaz, Quesada, Guerrero. User Experience Comparison of Intelligent Personal Assistants: Alexa, Google Assistant, Siri and Cortana // Proceedings. 2019. № 1 (31). С. 51–59. DOI: https://doi.org/10.3390/proceedings2019031051
  7. Kita T., Nagaoka C., Hiraoka N., Suzuki K., Dougiamas M. A discussion on effecti ve implementation and prototyping of voice user interfaces for learning activities on moodle // CSEDU 2018 – Proceedings of the 10th International Conference on Computer Supported Education. 2018. № 1. P. 398–404. DOI: https://doi.org/10.5220/0006782603980404
  8. Колесникова Д. С., Рудниченко А. К., Верещагина Е. А. Применение современных технологий распознавания речи при создании лингвистического тренажера для повышения уровня языковой компетенции в сфере межкультурной коммуникации // Интернетжурнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. № 6 (9). С. 1–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ yazykovoy (дата обращения: 24.02.2020).
  9. Легко cказать – детский тренажер для развития речи. URL: https://yandex.ru/alice/legko-skazat (дата обращения: 24.05.2020).
  10. HSE – UniversityAcademic Development – Academic Writing Centre – Podcasts. URL: https://academics.hse. ru/awc/podcasts (дата обращения: 03.04.2020).
  11. Glossary of terms for academic writing – Wiki – innsida. ntnu.no. URL: https://innsida.ntnu.no/wiki/ (дата обращения: 03.04.2020).
  12. Трегубов В. Н. Информационная система для изучения оборотов английской научной речи // International Journal of Open Information Technologies. 2020. № 5 (8). С. 23–30.
Поступила в редакцию: 
27.10.2020
Принята к публикации: 
15.03.2021
Опубликована: 
30.06.2021