Образец для цитирования:

Захарова Е. Ю. Искусство быть человеком: необходимость антропологических практик // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 359-363. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-359-363


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
101.3
Язык публикации: 
русский

Искусство быть человеком: необходимость антропологических практик

Статья посвящена необходимости изучения антропологических практик в современной социогуманитарной науке. Выявлена проблема недооцененности антропологической стороны изучения практик. Основная причина подобной недооценки – влияние марксизма на всю философию XIX–XX вв. Утрата марксизмом и позитивизмом авторитета в научной мысли позволила в 50– 60-е гг. совершить методологический поворот от мира науки к миру жизни, в 60–70-е гг. вернуться к исходному этическому пониманию «практики», как поступка, деятельности, направленной на благо человека. В современной науке интерес сместился с социальных наук к гуманитарным. Российский философ А. Ю. Ашкеров прогнозирует превращение социальной философии в социальную антропологию, основной методологией которой станет экзистенциальная компаративистика. Доказывается, что антропологические феномены сегодня – это квинтэссенция, суммированное целое, еще точнее сообщество, где «нераздельно и неслиянно» уже пребывают все возможные нетождественные друг другу начала или силы бытия. Антропологическое исходно, но способно осознать себя только через индивидуально-психологическое и социальное, которое суть формы опредмечивания. Однако, чтобы вернуться к себе, антропологическое должно быть распредмечено, выйти на уровень самодетерминации. В цикличности, в деятельности опредмечивания – распредмечивания образуется «ткань истории», круг человеческого бытия, где человек способен «расти» в творчестве.

Литература

1. Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 408 с.

2. Хоружий С. С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 688 с.

3. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. Вып. 2. 298 с.

4. Микешина Л. А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии наук. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 575 с.

5. Арендт Х. Vita active, или О деятельной жизни. СПб. : Алетейя, 2000. 437 с.

6. Кемеров В. Е. Общество, социальность, полисубъектность. М. : Академический Проект ; фонд «Мир», 2012. 252 c.

7. Хоружий С. C. Социум и синергия : колонизация интерфейса. Казань : Казан. инновац. ун-т им. В. Г. Тимирясова, 2016. 452 с.

8. Ашкеров А. Ю. Социальная антропология. М. : ООО «Маркет ДС Корпорейшен», 2005. 608 с.

9. Смирнов И. П. Социософия революции. СПб : Алетейя, 2004. 368 c.

10. Агапов О. Д. Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия. Казань : Познание, 2009. 247 c.

11. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб : Комплект, 1993. 350 c.

12. Луман Н. Общество как социальная система. М. : Логос, 2004. 232 c.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: