Образец для цитирования:

Фалёв Е. В. Хайдеггер как «христианский теолог»? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 289-293. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-289-293


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
1(091)
Язык публикации: 
русский

Хайдеггер как «христианский теолог»?

В статье рассматривается одно из высказываний Хайдеггера в его письме к другу Карлу Лёвиту от 19 августа 1921 г., в котором он именует себя «христианским теологом». Перечислены основные точки зрения на «религиозность» Хайдеггера. Обсуждается вопрос: можно ли и в каком смысле называть его «верующим»? Исследуются понятие «онто-теология» и его отношение к хайдеггеровскому проекту «фундаментальной онтологии». Анализируются основные признаки, включаемые Хайдеггером в понятие «христианский теолог»: радикальная личная захваченность, строгая объективность, историческое сознание. Разъясняется соотношение между научной строгостью и объективностью Нового времени и «объективностью» христианского теолога. Дается краткий анализ хайдеггеровского понимания христианского проживания времени и истории. Одним из следствий оказывается возможность сближения «радикальной захваченности», в терминах Хайдеггера с «подлинной верой» в онто-теологическом смысле. Формулируется вывод, согласно которому «вера» в высшем смысле слова как способность не удовлетворяться миром в целом и вопрошать поверх мира о чём-то большем оказывается у Хайдеггера неотъемлемым качеством и важнейшим отличительным признаком человеческого способа бытия.

Литература

1. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М. : РГГУ, 2010. 352 с.

2. Бросова Н. З. Теологические аспекты философии истории М. Хайдеггера : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2007. 192 с.

3. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990. С. 168–183.

4. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе / пер. с польск. М. : Политиздат, 1980. 360 с.

5. Зорин А. Л. Экзистенциализм и позитивный экзистенциализм Н. Аббаньяно // Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб. : Алтея, 1997. С. 5–18.

6. Нижников С. А. Экзистенциальная модель взаимодействия философского и богословского дискурсов // Вестн. РУДН. Сер. Философия. 2007. № 3. С. 18–30.

7. Кондрау Ж. Философские и антропологические основания дазайн-анализа // HORIZON, 5 (2) 2016: II. Translations. and Commentaries: I. Kazakova. C. 315–427.

8. Kisiel T. The Genesis of Heidegger’s Being and Time. University of California Press, 1995. 622 p.

9. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd. 58. Grundprobleme der Phänomenologie (1919–1920). Frankfurt am Mein : Vittorio Klostermann, 1993. 280 S.

10. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd. 63. Ontologie (Hermeneutik der Faktizität). Frankfurt am Mein : Vittorio Klostermann, 1995. 128 S.

11. Heidegger M. Gesamtausgabe. I. Abteilung. Bd. 2. Sein und Zeit. Frankfurt am Mein : Vittorio Klostermann, 1977. 600 S.

12. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd. 60. Phänomenologie des religiösen Lebens. Frankfurt am Mein : Vittorio Klostermann, 1995. 364 S.

13. Паскаль Б. Мысли. М. : Издательство им. Сабашниковых, 1995. 480 с.

14. Heidegger M. Phänomenologie und Theologie (1927) // Gesamtausgabe. I. Abteilung. Bd. 9. Wegmarken. Frankfurt am/Mein : Vittorio Klostermann, 1976. S. 45–78.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: