Для цитирования:
Качанова Л. А. Формирование духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 340-345. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-3-340-345
Формирование духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения
В статье приводятся некоторые результаты исследования особенностей формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения. Духовно-нравственное воспитание – одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций, причем особенно важен этот процесс на ступени начального общего образования, поскольку ребенок младшего школьного возраста осваивает элементы поведения в обществе, развиваются социальные чувства (ответственность, справедливость, взаимопомощь, долг), значительно расширяется круг общения, происходит резкий скачок в речевом развитии. Показано особое значение уроков русского языка и литературного чтения для решения задач формирования духовно-нравственных основ личности учащегося младшего школьного возраста. Учителю отводится главенствующая роль в приобщении ребенка к духовным ценностям: отобранные для изучения произведения должны вызывать необходимый отклик, который дает возможность, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, влияющим на духовный рост и развитие ребенка. Противоречие между наличием большого количества исследований в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и недостаточно разработанной методикой организации этого процесса позволило определить проблему исследования: совершенствование педагогической работы по формированию духовно-нравственных основ личности учащегося на уроках русского языка и литературного чтения.
1. Осипова С. Д. Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе : дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 160 с.
2. Фролова С. В. Формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2015. 25 с.
3. Реутова Л. П., Соловьева Е. В. Культура как фактор развития образования // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 3 (28). С. 87–92.
4. Киселева Н. С. Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игровой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 21 с.
5. Шульгина Н. П., Комарова И. А. Совершенствование системы и инновационные подходы к преподаванию лексики при обучении русскому языку как иностранному // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2016. № 1 (18). С. 78–89.
6. Бобровская Г. В. Индивидуальный словарь современного младшего школьника (4 класс) : На материале лексики человеческих отношений : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 14 с.
7. Дильдибекова Г. А., Бекмаганбетова Г. К., Климбей Л. В. Развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 88–92.
8. Самосенкова Т. В., Малейченко Е. В. Нравственное воспитание средствами фольклора как один из аспектов реализации ценностей в системе образования и воспитания школьников // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2014. № 4. С. 89–93.
9. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 25 с.
10. Кононова С. В., Сукманова Е. В. Причины рассогласования ценностных ориентаций педагогов и обучающихся // Управление в социальных и экономических системах : материалы ХXVII междунар. науч.-практ. конф. Минск : Минский инновационный университет, 2018. С. 107–108.