Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Михеев С. А. Дискуссионная компетенция в структуре подготовки современного инженера // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 104-110. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-1-104-110, EDN: ANRBNO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 63)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.02
EDN: 
ANRBNO

Дискуссионная компетенция в структуре подготовки современного инженера

Авторы: 
Михеев Сергей Александрович, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация: 

Введение. В ходе исследования нами было выявлено противоречие, заключающееся, с одной стороны, в повышении требований к уровню коммуникативной подготовки технических специалистов в условиях постиндустриального общества; с другой стороны, в почти полном отсутствии трудов, касающихся проблемы формирования дискуссионной компетенции будущих инженеров. Цель настоящей работы заключается в определении места дискуссионной компетенции в структуре подготовки современного инженера, обусловленного сетевизацией и социотехнической трансформацией технической деятельности. Теоретический анализ. Обобщение философских и педагогических подходов к изучению инженерной деятельности позволило провести классификацию функций современного инженера по характеру решаемых задач. Это позволило установить, что под влиянием сетевизации и социотехнической трансформации инженерной деятельности возрастает спрос на инженеров, готовых к реализации профессиональных задач на основе социотехнических функций. Была выявлена взаимосвязь между овладением инженерами дискуссионной компетенцией и результативностью реализации ими социотехнических функций: проектной, исследовательской и организационно-управленческой. Заключение. В результате проведенного исследования сформулирован общий вывод о необходимости выделения дискуссионной компетенции в качестве самостоятельного элемента в структуре универсальных компетенций и включения дискуссионной подготовки в учебную программу технических вузов по двум направлениям: традиционному (offl ine-дискуссии) и сетевому (online-дискуссии).

Список источников: 
  1. Андреев А. Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30–36.
  2. Андреев А. Л. Технонаука // Философия науки и техники. 2011. № 1. С. 200–218.
  3. Белоновская И. Д. Формирование инженерной компетенции специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 1. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 95–100.
  4. Гаврилина Е. А. Инженер в современном мире: Homo Faber Vs Homo Mechanicus // Ведомости прикладной этики. 2014. № 44. C. 107–119.
  5. Голубинский М. С. Основные направления перемен в высшем инженерно-техническом образовании // Совет ректоров. 2012. № 9. С. 52–56.
  6. Панина Г. В. Социотехническое проектирование в инженерном образовании // Ведомости прикладной этики. 2015. № 47. С. 139–151.
  7. Хохлова М. В., Плескачева О. Ю. Интегративный подход к формированию технологической компетентности будущих инженеров. Брянск : БГИТА, 2011. 104 с.
  8. Скибицкий Э. Г., Перфилова А. В. Дидактические условия формирования дискуссионной компетенции студентов технического вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 48–54. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2017-2-48-54
  9. Скибицкий Э. Г., Перфилова А. В. Формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 38–44.
  10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  11. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/103/ (дата обращения: 13.06.2020).
  12. Иванов В. Г., Кондратьев В. В., Кайбияйнен А. А. Современные проблемы инженерного образования: итоги международных конференций и научной школы // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 66–77.
  13. Кондратенко И. Б. Формирование общекультурных компетенций будущих педагогов в процессе интерактивного обучения // Казанский педагогический журнал. 2013. № 6. C. 117–123.
  14. Шарафутдинова Р. И., Галимзянова И. И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казанского технологического университета. 2008. Т. 6, № 4. С. 255–257.
  15. Кудрявцева Е. И. Компетенция как ключевое понятие актуальной теории и практики менеджмента // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 140–148.
Поступила в редакцию: 
19.07.2022
Принята к публикации: 
11.01.2023
Опубликована: 
31.03.2023