Для цитирования:
Шаткин М. А. Диалектика платформизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 40-44. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-1-40-44, EDN: RAMYMV
Диалектика платформизации
Введение. В настоящей статье проведен анализ феномена платформизации с помощью диалектического метода. Теоретический анализ. Предпосылкой платформизации служит тождество идеи и бизнес-модели, а также ценности и стоимости. Исходной точкой движения идеи платформизации является запрос (субъекта к платформе и обратно), неразрывно связанный со своей противоположностью – доступом. Синтезом запроса и доступа выступает соблазн как призыв совершать запросы для получения доступа к благам, которые на деле оказываются мнимыми. Раскрытая реальность соблазна, стремящегося к гарантированности и предсказуемости результатов, охватывается понятием «надзор». Надзор реализуется в количественном анализе поведения субъекта для исчисления вероятности его поведения и увеличения желаемой вероятности через иммерсивность, позволяющую собирать максимальное количество данных, и обучение. Для субъекта обучение является требованием постоянного освоения новых моделей поведения и ценностью без стоимости, т. е. формой отчуждения субъекта от общественного блага. Для платформ обучение означает обретение данными в-себе-и-для-себя-бытия в машинном интеллекте. Заключение. Машинный интеллект сегодня является незавершенным этапом платформизации без выраженных внутренних моментов, поэтому диалектический анализ должен остановиться на этом этапе.
- Sadowski J. When data is capital: Datafi cation, accumulation, and extraction // Big Data & Society. 2019. Vol. 6, iss. 1. P. 20–54. http://dx.doi.org/10.1177/2053951718820549
- Van Dijck J., Poell T., De Waal M. The platform society: Public values in a connective world. Oxford University Press, 2018. 240 p.
- Means A. J. Platform learning and on-demand labor // Learning, Media and Technology. 2018. Vol. 43, iss. 3. P. 326–338. https://doi.org/10.1080/17439884.2018.1504792
- Chapman C., Chua W. F., Fiedler T. Seduction as control: Gamifi cation at Foursquare // Management Accounting Research. 2021. Vol. 53. Article number 100765. P. 1–14. https://doi.org/10.1016/j.mar.2021.100765
- Орлов М. О., Шаткин М. А. Приватность в условиях цифровизации: правовые и экономические аспекты // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 15–26. https://doi.org/10.31857/S013216250004583-4
- Zuboff S. The age of surveillance capitalism: The fi ght for a human future at the new frontier of power. New York : Public Affairs, 2019. 704 p.